No Image

Субъект крупного предпринимательства в рф

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
16 ноября 2019

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики
Читайте также:  Налог с переуступки прав долевого участия

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Нормативно-правовой основой развития малого бизнеса в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в табл. 1.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки — малому, категория будет установлена по численности работников.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации, указанных в табл. 1, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Читайте также:  Годичный отпуск педагогических работников

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать: участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации); непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.); число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек). Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС. Плюсы и минусы существования микропредприятия Положительные стороны функционирования такого предприятии: отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата; при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора; отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий; наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования; относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии. Негативные моменты работы микропредприятий: работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами; ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса; переход в иную категорию предприятий (например, среднего или крупного бизнеса) возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

В зависимости от размеров существует малое, среднее и крупное предпринимательство. К какому предпринимательству будет относиться созданное предприятие, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия устанавливаются Законом Республики Казахстан от 31 января 2006г. «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 марта 2011 г.). Также предусмотрены критерии соотнесения субъектов к малому, среднему или крупному предпринимательству, а именно: среднегодовая численность работников; среднегодовая стоимость активов; в некоторых случаях — виды деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый вид предпринимательства данной категории.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Основными признаками малого предпринимательства является:

— небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

— правовая независимость — предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свою деятельность.

— персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления, в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.

В соответствии пунктом 3 статьи 6 Закона РК «О частном предпринимательстве» субъектами малого предпринимательства являются:

-индивидуальные предприниматели без образования юридического лица ;

— крестьянские (фермерские) хозяйства

Учредительные документы субъектов малого предпринимательства не требуют нотариального удостоверения (статья 4 Закона Республики Казахстан от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 марта 2011 г.)). Финансовая отчетность составляется в соответствии с Национальными стандартами финансовой отчетности (статья 2 Закона РК от 28 февраля 2007 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05 июля 2011 г.).

В большинстве случаев для субъектов малого предпринимательства установлены наиболее благоприятные условия деятельности. Это выражается в более приемлемых сроках оформления документов, снижении ставок сборов, упрощении процедур. В то же время предоставление льгот означает определенные ограничения в масштабах деятельности предприятия.

Западные специалисты, говоря о среднем предпринимательстве, как правило, увязывают сферу среднего предпринимательства со сферой малого, так как основы их формирования, развития и, соответственно, многие характеристики имеют значительное сходство. Можно выделить две группы средних предприятий: вышедшие из малых предприятий; появившиеся в результате реконструкции и рыночной адаптации крупных предприятий.

В соответствии пунктом 7 статьи 6 Закона РК «О частном предпринимательстве» субъектами среднего предпринимательства являются:

— индивидуальные предприниматели без образования юридического лица

— крестьянские (фермерские) хозяйства.

Учредительные документы субъектов среднего предпринимательства должны быть нотариально удостоверены (статья 4 Закона РК «О хозяйственных товариществах»). Финансовая отчетность составляется в соответствии с Национальными стандартами финансовой отчетности (статья 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»). Для субъектов среднего предпринимательства также, как и для субъектов малого предпринимательства чаще установлены наиболее благоприятные условия деятельности. Но, не стоит забывать, что предоставление льгот означает определенные ограничения в масштабах деятельности предприятия.

Крупное предпринимательство представляет собой предпринимательство, производящее значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемое как крупное по объемным показателям: количеству занятых, объему продаж, размеру активов.

В соответствии пунктом 8 статьи 6 Закона РК «О частном предпринимательстве» субъектами крупного предпринимательства являются

— юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более двухсот пятидесяти человек или общей стоимостью активов за год свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год .

Учредительные документы субъектов крупного предпринимательства должны быть нотариально удостоверены (статья 4 Закона РК «О хозяйственных товариществах»). Финансовая отчетность составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (статья 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»). Крупное предпринимательство не должно противопоставляться малому и среднему бизнесу, а наоборот, они должны взаимодополнять друг друга, особенно, в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Отсутствие одного из видов предпринимательства — это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Читайте также:  Программа для врачей в сельской местности

В настоящее время крупное предпринимательство сектор является доминирующим сектором национальной экономики Казахстана. В настоящее время на его долю приходится более 80 % ВВП. В рамках частного сектора количественно преобладают индивидуальные частные предприятия, которые по своим размерам относятся к малому и среднему бизнесу. Однако доля этих предприятий в создании ВВП республики не превышает 25 %. Это означает, что крупный бизнес, представленный, как правило, корпорациями, основанными на долевой акционерной собственности, играет определяющую роль в создание ВВП страны.

В настоящее время в собственности государства находятся 12 национальных компаний, 166 акционерных обществ, 509 республиканских государственных предприятий и 4232 коммунальных предприятия. Из этих предприятий к крупному бизнесу относятся главным образом национальные компании.

Как известно, государственная собственность играет важную роль в экономике развитых стран, в которых доля государственного сектора в создании ВВП колеблется в диапазоне от 9 до 30 %.

По этому показателю страны Западной Европы можно разбить на две группы: в первой группе стран (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, ФРГ) этот диапазон составляет 9-15 %, во второй группе (Австрия, Греция, Италия, Португалия, Франция) – от 18 до 30 %

Таким образом, по роли государственного сектора в экономике страны Казахстан относится ко второй группе стран.

Необходимо отметить существенный вклад иностранного капитала в создание ВВП, что отличает Казахстан по структуре национальной собственности от других стран СНГ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время экономика республики основывается на сочетании различных форм собственности (государственной и коммунальной, частной, неправительственных организаций и иностранной собственности). Ее можно отнести к типу смешанных рыночных экономик.

Современная экономика Казахстана характеризуется высокой концентрацией собственности, капитала и производства.

По данным Н.А. Назарбаева, «около десяти мега-холдингов контролируют практически 80 % ВВП страны» («Деловая неделя», – 5.10.2004). К числу «мега-холдингов» можно отнести как государственные (национальные компании «Казахстан Темир Жолы», «Казахтелеком», «КазМунайГаз», «КЕГОК» и др.), так и частные («Евразийская промышленная ассоциация», АО «Темиртау Миттал Стил», ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «Казфосфат», АО «Казхром», АО «Казцинк», АО «Корпорация Цесна», АО «Сеймар» и др.) корпорации.

В финансовой сфере доминируют три крупных банка (АО «Казкоммерцбанк», АО«ТуранАлемБанк», АО «Народный банк Казахстана»), доля которых к началу 2006 года составила:

– в совокупных активах банковского сектора 58,8 %;

– в совокупных активах обязательствах – 59,6 %;

– в совокупном ссудном портфеле – 60,7 %;

– в депозитах физических лиц – 59,6 %;

– в депозитах юридических лиц – 70,7 % .

К крупному бизнесу относятся также компании, созданные в нефтяной и газовой промышленности с участием известных иностранных ТНК и нашего государства. Примером является совместное предприятие ТОО «Тенгизшевройл», разрабатывающее с 1993 года крупнейшее Тенгизское месторождение (Атырауская область). В этом предприятии доли компаний США «Chevron Texako» и «Exxon Mobil» составляют соответственно 50 и 25%, «Lukarko» – 5 %, а национальной компании «КазМунайГаз» – 20 %.

Обобщая сказанное можно сделать вывод, что любой предприниматель в процессе осуществления своей деятельности находится не в изоляции, он взаимодействует с другими предпринимателями, организациями, структурами. Четких границ в делении предпринимательства на виды в реальности нет. Одна и та же организация может относиться к различным видам при определенных условиях. В условиях рыночной экономики предприятию приходится мобилизовать все свои ресурсы, чтобы оставаться на плаву. Если партнеры по бизнесу подводят, предприятию для избежание кризиса приходится искать других или самому выполнять их функции. Таким образом, все виды предпринимательства сочетаются между собой

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получить неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.

Со средины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества (голландская Ост-Индийская компания, компания Гудзонова Залива). В конце XVII в. возникают первые акционерные банки (Английский банк, банк Шотландии). Параллельно собственность крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков-владельцев акции. В этот период времени появляется новая профессия – предприниматель. Предпринимательские функции ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям.

В первые термины «предприниматель» и «предпринимательство» употребил английский экономист конца XVII в. Р. Кантильон. Содержание данных терминов во времени пополнялись и видоизменялись (Френсис Уокер, Йозеф Шумпетер, Девид Маклейлланд, Питер Друкер и др.).

На наш взгляд, представляют определенный интерес следующие термины:

1. Под предпринимательствомпонимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

2. Предприниматель – это хозяйствующий субъект, осуществляющий любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, деятельность которых связана с риском.

Субъектами могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, правовые и социальные. Экономические условия – это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаток рабочих мест. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.

Предпринимательство различается по видам и формам. По виду (или назначению) предпринимательскую деятельность можно различить на производственную, посредническую, консультативную и финансовую. Все они могут функционировать раздельно или вместе (торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая). По формам собственности имущество может находиться в частной, государственной, иностранной и смешанной собственности, а также в собственности общественных организаций.

Предпринимательство в Казахстане имело свою историю, свои традиции и обычаи, свой многовековой опыт. В начале это были торговцы, закупающие скот у хозяев, и затем обменивающих или продающих на товары широкого потребления и продукты в России, Узбекистане и т.д., а также ремесленничество, которое получило свое развитие в крупных городах и поселках. Казахи с древних времен занимались выделкой кож, катали кошмы, ткали ковры, изготавливали из глины посуду, шили национальную одежду, занимались обработкой металла и изготовлением изделий из серебра. И уже в начале ХХ века ремесленники представляли собой достаточно многочисленный слой населения.

В период Советской власти предпринимательство в республике было ликвидировано и лишь с получением независимости в 1991г. началась ее реанимация. В настоящее время в Казахстане в соответствии с Гражданским кодексом создаются следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: акционерные общества, хозяйственные товарищества, кооперативы, государственные предприятия. свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, полные товарищества, коммандитные товарищества (товарищества на вере).

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector