No Image

Сроки рассмотрения прокурорского протеста

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Если прокурорский протест получен 25.12, то до какого числа он должен быть рассмотрен с учетом Новогодних праздников (срок 10 дней)? Как правильно считать: рабочими или календарными днями?

В соответствии со ст. 23 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, .Новогодние праздники входят в срок. Однако так как срок заканчивается в выходной день, то он переносится на ближайший рабочий.

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ НА ЛЮБОЙ ПРОТЕСТ. ПРОКУРАТУРА ОРИЕНТИРОВАНА НА УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

В. СТРЕЛЬНИКОВ

Деятельность органов прокуратуры многообразна как по своей специфике, так и по способу осуществления надзорных мероприятий, конечной целью которых является максимальная защита прав и свобод человека. При этом прокуроры, проводя надзорные проверки во всех сферах общественной жизни, по своему усмотрению выбирают и принимают меры прокурорского реагирования, связанные с нарушением законности. Одной из них является опротестование незаконных правовых актов.

Реакция на незаконный акт

Согласно положениям ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
Эффективность данного способа прокурорского воздействия заключается в том, что позволяет в сжатые сроки (срок рассмотрения протеста прокурора составляет 10 дней, также при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста) повлиять на незаконные действия должностных лиц и добиться устранения нарушений законодательства путем отмены необоснованного правового акта.
В настоящее время подавляющее число властных волеизъявлений в обязательном порядке облекается в письменную форму, без которой невозможно их практическое использование в повседневной жизни. Это властные организационно-распорядительные, административно-хозяйственные документы, приобретающие силу только после их визирования соответствующим руководителем, приказы и распоряжения, носящие индивидуализированный характер, и многие другие.
ВС РФ в п. 1 Постановления от 25.05.2000 N 19 разъяснил, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Исходя из требований ст. 1 Закона N 2202-1, в соответствии с которой прокуратура осуществляет единый надзор за исполнением законов всеми органами и должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами, можно констатировать, что прокурор или его заместитель вправе опротестовать любой не соответствующий закону правовой акт вне зависимости от того, кем он издан. В данном случае принцип всеобщности и единства прокурорского надзора находит свое непосредственное выражение.
Также отметим, что Закон N 2202-1 не определяет срока, в течение которого допускается подобное опротестование. Прокуратура вправе принести протест на незаконный правовой акт только в случае, если он имеет юридическую силу, то есть не отменен или не изменен компетентным должностным лицом или органом до проверки, в результате которой он был выявлен .
———————————
Исключение составляют постановления по делам об административных правонарушениях, которые вступают в силу по истечении 10 суток в случае их необжалования в установленном законом порядке (ст. 30.3 КоАП РФ).

Восстановление на работе заявителя

Как показывает практика осуществления прокурорского надзора, органы и должностные лица, принимающие нормативные акты, допускают следующие нарушения:
— отсутствие предусмотренных в законе фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующих правовых актов;
— издание правового акта во исполнение отмененного либо утратившего силу закона;
— произвольное толкование положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему правового акта;
— умышленное искажение смысла закона в изданном правовом акте;
— неправильный выбор закона, положенного в основу решения представленных в правовом акте вопросов;
— несоблюдение правил, сроков, формы и процедуры издания актов.
Причины несоответствия правовых актов закону могут заключаться и в незнании, игнорировании требований закона, отсутствии должной юридической подготовки и культуры у разработчиков правовых актов и должностных лиц, от которых зависит их издание, в стремлении данных лиц к получению незаконных льгот и преимуществ, к достижению иных корыстных целей.
Вместе с тем у рассматриваемой нами меры прокурорского реагирования имеется определенный недостаток. Так, протест прокурора отменяет незаконный правовой акт, при этом ст. 23 Закона N 2202-1 не содержит положений, связанных с устранением негативных последствий, причиной которых он стал.
Отметим, что в данном случае законодательство прямо не обязывает должностное лицо или орган, утвердившие юридически необоснованный документ, в кратчайшие сроки принять меры к восстановлению прав и законных интересов граждан, нарушенных данным правовым актом. На практике подобное является поводом для повторной прокурорской проверки и принятия дополнительных мер прокурорского реагирования. При этом восстановить законность бывает достаточно сложно. Рассмотрим следующую ситуацию.
Руководитель организации издал незаконное распоряжение о ликвидации входящего в его структуру филиала, в котором работают 10 человек. В данном случае трудовые соглашения с работниками данного филиала подлежат расторжению по инициативе работодателя на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ. Администрация данной организации с целью не выплачивать установленные законом компенсации провела незаконную агитацию среди увольняемых лиц, чтобы последние написали заявления об увольнении по собственному желанию.
Ввиду незнания законодательства, давления со стороны руководства отмеченные 10 человек уволились по ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию). В дальнейшем через определенный промежуток времени один из них обратился в прокуратуру с просьбой проверить законность решений его бывшего руководства. Прокурор, проводя проверку по поступившей жалобе, пришел к выводу о неправомерности действий руководителя организации, издавшего распоряжение о ликвидации филиала, и принес на него протест. Данный акт прокурорского реагирования удовлетворили, незаконный правовой акт отменило лицо, его принявшее.
Доказательств незаконного воздействия на увольняемых прокуратурой не установлено, процедура увольнения осуществлена в рамках закона: изданы соответствующие приказы, внесены записи в трудовые книжки, произведены соответствующие выплаты и т.д. Законодательство не обязывает руководителя принять меры к тому, чтобы уволенные лица были восстановлены на работе.
В рассматриваемом нами случае прокурор признал отмеченное обращение законным и обоснованным и в результате личных бесед с руководителем организации добился восстановления на работе заявителя. Далее встает обоснованный вопрос: должен ли после этого прокурор разыскать остальных девятерых работников (которые, возможно, сменили место жительства или уже трудоустроились), просить их обратиться в прокуратуру с соответствующими заявлениями в целях их восстановления на предыдущей работе? Закон N 2202-1 ответа на него не дает.

Читайте также:  Сокращение штата срочный трудовой договор

Продолжая далее наше исследование, отметим, что в основе установленного требования о необходимости соответствия законам издаваемых правовых актов лежит закрепленный в Конституции РФ принцип верховенства закона. Указанные акты органов и их должностных лиц носят подзаконный характер, издаются в целях практической реализации законодательных норм. Государство всецело заинтересовано в том, чтобы подзаконные акты издавались в точном соответствии с требованиями, заложенными в законе. Надзор за соответствием закону правовых актов является одной из основных задач прокуратуры.
Как справедливо отмечает А.В. Чурилов, в данном случае "речь идет о проверке законности правовых актов, которые издаются федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами и преимущественно касаются либо неопределенного круга лиц, либо больших групп населения или по своему характеру могут причинить существенный вред отдельным гражданам" .
———————————
Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. М., 2001. С. 35.

При этом в настоящее время органы прокуратуры обоснованно ориентированы на усиление прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти и местного самоуправления. В Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2007 N 155 отмечено, что в результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.
В данном Приказе прокурорам также предписано организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения подлежат отражению в заключении о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ и федеральному законодательству, которое, в свою очередь, утверждается прокурорами субъектов РФ, городов, районов, приравненным к ним военными прокурорами и прокурорами других специализированных прокуратур.
В обязанность прокуроров вменяется и безотлагательное реагирование на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях же несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом — обращаться с заявлениями в суд.

Опротестование в суде

В настоящее время необходимо отметить достаточно высокий уровень организации прокурорского надзора за законностью правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления. Ежемесячно копии всех актов, принимаемых указанными властными субъектами, поступают в органы прокуратуры, изучаются и систематизируются компетентными работниками, в необходимых случаях на них приносятся протесты.
Однако планомерная работа по изучению правовых актов, изданных органами или должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций (общественных, религиозных объединений, политических партий, учебных заведений и т.д.) со стороны прокуратуры не ведется. В этом усматриваются две причины:
1) существующее огромное количество указанных поднадзорных объектов, постоянно протекающий процесс их создания, реорганизации и ликвидации, а также отсутствие необходимых кадровых резервов в прокуратуре для надзорных мероприятий в данном направлении делают практически невозможным постоянно изучать принятые ими правовые акты. Но выборочные проверки в данном направлении все же проводятся: по обращениям граждан, по заданиям вышестоящей прокуратуры, а также в результате самостоятельного инициирования прокурором проверочных мероприятий в конкретной области общественной жизни;
2) согласно ч. 2 ст. 26 Закона N 2202-1 органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Тем не менее рассматриваемый нами Закон N 2202-1 не раскрывает сущности указанного выражения и, следовательно, не устанавливает границ прокурорского надзора за законностью правовых актов, изданных коммерческими и некоммерческими организациями. Вместе с тем с нашей стороны будет логичным отметить, что прокуроры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, используют все полномочия, предоставленные ст. ст. 22 — 28 Закона N 2202-1, и вправе проверить любое предприятие, учреждение или организацию в необходимом для восстановления законности объеме и по любым вопросам.
При этом, проводя необходимые проверочные мероприятия, работники прокуратуры по результатам выявления нарушений законности принимают меры прокурорского реагирования (протест, представление, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и т.д.), которые, в свою очередь, также являются правовыми актами. Прокурорское реагирование во всех случаях создает определенные юридические последствия, изменяет существующие на предприятиях правоотношения в целях соответствия их закону. Таким образом, можно говорить о том, что прокуратура опосредованно вмешивается в хозяйственную деятельность организаций. В связи с этим, на наш взгляд, указанная выше норма ч. 2 ст. 26 Закона N 2202-1 нуждается в законодательной корректировке.
Часть 1 ст. 23 Закона N 2202-1 допускает возможность опротестования незаконных правовых актов в судебном порядке. Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.
Прокурор вправе самостоятельно избирать способ опротестования не соответствующих законности правовых актов (либо должностному лицу, его принявшему, либо в вышестоящем органе, либо в суде). На наш взгляд, рассмотрение протеста прокурора судом и последующее его удовлетворение имеют повышенный общественный резонанс, способствуют единообразному толкованию и применению правовых норм, повышают престиж органов прокуратуры и создают благоприятные и устойчивые условия для реализации прокурорского надзора во всех сферах общественной жизни. При этом представляется, что преимущественно судебное обжалование органами прокуратуры незаконных нормативных актов, нарушающих права и законные интересы широкого круга лиц, будет активно способствовать их восстановлению.

Читайте также:  Общий облагаемый доход в расчетном листке

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 23. Протест прокурора

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Пунктом 3 указанной статьи определено, что при рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

В установленный пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее — Закон о прокуратуре) десятидневный срок протест рассмотрен не был.

Как следует из судебных актов, на основании протеста прокуратуры города Волгограда, принесенного в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", на разрешение от 20.08.2007 N RU 34301000-282/В-07 на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями административного назначения по улице Балашовской в квартале 109 Ворошиловского района города Волгограда на земельном участке по адресу: город Волгоград, улица Калинина, 7 администрацией принято постановление от 26.08.2014 N 1066 об отмене указанного разрешения в части его продления с 27.03.2014 по 31.07.2016.

Целесообразно использовать процедуру прямого обращения в орган (суд, должностному лицу), правомочный рассмотреть протест. Это, во-первых, позволит сэкономить время. Во-вторых, обращение напрямую в вышестоящую инстанцию более приемлемо и с точки зрения логики, поскольку в противном случае протест адресуется органу, который не вправе его рассмотреть по существу и принять основанное на законе решение. Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре также корреспондирует данной позиции, предоставляя право прокурору или его заместителю приносить протест на незаконный правовой акт в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).

Предусмотренное частью 2 статьи 30.12 КоАП Российской Федерации право прокурора принести в порядке надзора протест на вступившие в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов является процессуальным правом прокурора, которое он вправе использовать или не использовать по своему усмотрению, равно как и все остальные лица, которым предоставлено аналогичное право (часть 1 статьи 30.12 названного Кодекса). Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", говоря о возможности осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, прямо указывает на необходимость реализации в судах мер прокурорского реагирования в порядке процессуального законодательства (пункт 1 статьи 23, а также статья 28, прямо относящаяся к рассматриваемому случаю). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в свою очередь, не предусматривает обязанности прокурора приносить протесты на вступившие в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Читайте также:  Зачем гинеколог для водительской комиссии

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

В случае поступления в вышестоящий таможенный орган жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении, ранее пересмотренное в связи с протестом прокурора (жалобой), выносится решение об отказе в принятии жалобы (протеста) к рассмотрению на том основании, что по обжалованному (опротестованному) постановлению уже имеется решение таможенного органа. Статья 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.

26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 1, статей 4, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями его статей 23 — 25.1 следует, что проведение прокурорской проверки призвано устранить неопределенность в отношении имеющихся у органов прокуратуры конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности некоммерческой организации признаков нарушений законов, и вынести по ее итогам — в случае подтверждения наличия соответствующих нарушений — акт прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом пункт 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 обязывает прокурора формулировать в документах прокурорского реагирования правовую сущность выявленных нарушений законов с указанием на их негативные последствия, причины и условия, которые им способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, а также принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

По смыслу данной нормы, соответствующий прокурор или его заместитель вправе опротестовывать в установленном законом порядке правовые акты органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации вне связи с их применением в конкретном деле. Из этой нормы во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 27 названного Федерального закона, абзацем третьим пункта 3 статьи 22 и пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также со статьей 245 и частями первой, второй и четвертой статьи 251 ГПК Российской Федерации следует, что прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали соответствующий правовой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается с заявлением в суд по подведомственности (подсудности).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" принесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению.

В связи с изложенным в случаях принесения в РТУ протеста прокурора на постановление по делу о НТП, рассмотренное РТУ и оставленное в силе, такой протест и материалы дела о НТП с заключением РТУ подлежат незамедлительному направлению в ГТК России для рассмотрения по существу с уведомлением об этом прокурора, принесшего протест.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор обращается в суд и участвует в рассмотрении дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 35), в том числе он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35). Данное полномочие прокурора и соответствующее полномочие суда основаны на положениях принятого в 1964 году Гражданского процессуального кодекса РСФСР, которые содержатся в части третьей статьи 10, статье 41, пункте 2 части первой и части второй статьи 231, статьях 239.1 — 239.8 (в редакции Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года), а также на положениях Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (статьи 3 и 6).

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector