No Image

Способы уведомления о проведении проверки

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
16 ноября 2019

Уведомление проверяемого лица о проведении проверки органами пожарного надзора

Обязательное уведомление проверяемого лица о предстоящей проверке предусмотрено законодательством при организации любых плановых проверок (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), а также при организации внеплановых, за исключением проверок, проводимых в связи с получением информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара (ч. 7 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п.п. 16 и 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 59, п. 73 Регламента N 644), а также "повторных" проверок, если предыдущую плановую провести не удалось по вине проверяемого лица (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 644).

То есть органы ГПН обязательно уведомляют о внеплановой проверке, если она организована:

1. В связи с истечением срока исполнения выданного ранее предписания органа ГПН об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.

2. В связи с установлением особого противопожарного режима на соответствующей территории.

3. В связи с поступлением в орган ГПН сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

4. В соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (ч. 7 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 644).

Проведение проверки без предварительного уведомления о её проведении, в случае когда такое уведомление обязательно, относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Внимание

Следует помнить, что орган ГПН проверяет не конкретное лицо, а конкретный объект защиты (а именно — соблюдение на нем требований пожбезопасности, см. ч. 1 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ). Поэтому при организации проверки такого объекта, которым владеют и пользуются разные лица (например, складской комплекс, площади которого арендуются множеством арендаторов), может возникнуть ситуация, когда о предстоящей проверке будут извещены не все заинтересованные лица. Например, проверка объекта защиты организуется в отношении арендатора — в этом случае о ней не знает собственник, или наоборот. Тем не менее, проверка проведена, и ее материалы могут послужить основанием для выдачи предписания и/или наложения штрафа. Можно ли отменить результаты такой проверки по мотивам неуведомления заинтересованного лица? Судебная практика неоднозначна*(1): есть решения, отменяющие предписания и/или постановления органа ГПН, поскольку неуведомление нарушает не только права лица на присутствие при проверке и дачу объяснений, получение информации по предмету проверки, представление возражений по ходу проверки и по ее результатам, но и лишает объективности полученные доказательства (постановления АС Центрального округа от 02.10.2014 N Ф10-3079/14, АС Уральского округа от 25.08.2014 N Ф09-4472/14, АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2014 N Ф01-564/14 и от 23.12.2013 N Ф01-12621/13). Противоположные решения исходят из того, что неизвещение о проверке всех пользователей помещений (сведения о которых у органа пожарного надзора могут отсутствовать или не соответствовать скоротечно меняющейся действительности), являющимся объектом проверки, по смыслу норм Закона N 69-ФЗ не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки (постановления Второго ААС от 02.09.2014 N 02АП-6857/14 и от 26.03.2014 N 02АП-860/14, Седьмого ААС от 30.07.2014 N 07АП-5949/14).

Кроме того, если внеплановой проверке подвергается лицо — член саморегулируемой организации, то о проведении проверки орган ГПН обязан известить и саму СРО (ч. 18 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Однако неисполнение этой обязанности не относится к числу грубых нарушений, влекущих отмену результатов проверки (постановление Восьмого ААС от 06.08.2014 N 08АП-5541/14).

Читайте также:  Где получить снилс на ребенка в подольске

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о плановой проверке и сроках её проведения должностные лица проверяемого объекта должны быть уведомлены не позднее чем за три рабочих дня до её начала (см. также п. 59 Регламента N 644).

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 644).

Срок для уведомления отсчитывается от фактического начала проверки (то есть она может начаться позже срока, указанного и в распоряжении, и в уведомлении, с тем, чтобы трехдневный период был соблюден) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 N Ф07-9585/13). Однако издание уведомления после даты начала проверки, указанной в распоряжении, даже если фактически проверка не начата, является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 N Ф04-6749/13).

Форма и способ уведомления

Часть 12 ст. 9 Закона N294-ФЗ предписывает уведомлять о проведении плановой проверки путем направления копии распоряжения или приказа руководителя органа ГПН о начале проведения плановой проверки. Рекомендуется направить такую копию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным письмом (E-mail), подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью и направленным по электронному адресу организации, ИП, если этот адрес содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) либо уже ранее представлялся в ФГПН для связи. Можно воспользоваться иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 59 Регламента N 644), например. вручить копию распоряжения непосредственно руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица с получением расписки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения.

Суды признают надлежащими такие способы уведомления о проверке, как:

— заказное почтовое отправление (с уведомлением) по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. В этом случае проверяемое лицо не сможет сослаться на неполучение копии распоряжения, поскольку получение поступающей корреспонденции является обязанностью юридического лица и оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (абз. 2 п. 1 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61, п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 N Ф06-5641/13);

— электронная почта (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2014 N Ф03-922/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.05.2013 N Ф04-2227/13) ). С 2017 года требуется, чтобы используемый адрес электронной почты либо был взят из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо представлен в надзорный орган ранее самим адресатом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);

— факсограмма (см. постановления ФАС Уральского округа от 19.02.2013 N Ф09-14246/12, Семнадцатого ААС от 02.10.2014 N 17АП-11284/14). Отчет об отправке должен содержать информацию о том, кто именно принял факс (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2014 N Ф01-725/14);

— телефонограмма (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2011 N Ф07-6375/11; Семнадцатого ААС от 05.11.2009 N 17АП-10029/09). Детализация телефонных разговоров при отсутствии телефонограммы не может служить доказательством извещения (постановления Семнадцатого ААС от 02.10.2014 N 17АП-11284/14, Шестого ААС от 21.08.2012 N 06АП-3296/12);

— телеграмма. Извещение о проведении проверки телеграммой подразумевает направление по телеграфу копии распоряжения о проведении проверки, а не простое информирование о времени начала проверки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2014 N Ф07-4180/14, Четвертого ААС от 29.03.2011 N 04АП-590/2011);

— доставка и вручение копии распоряжения курьером — в канцелярию, руководителю или представителю лица, подлежащего проверке. Суды по-разному расценивают последствия такого вручения: суд признал надлежащим уведомлением вручение копии распоряжения работнику проверяемого лица (продавцу), чье положение явствовало из обстановки (постановление Двадцатого ААС от 30.08.2013 N 20АП-5176/13, оставлено без изменения кассационной инстанцией, аналогично — постановление Пятого ААС от 26.08.2014 N 05АП-9327/14). Однако встречаются и противоположные случаи — так, надлежащим уведомлением не признано вручение копии даже представителю, действующему на основании общей доверенности, включающей право представлять интересы при проведении мероприятий государственного контроля (надзора), а так же получать корреспонденцию (постановление Двенадцатого ААС от 07.04.2014 N 12АП-1490/14); аналогично о вручении копии главному бухгалтеру (постановление Девятнадцатого ААС от 15.01.2014 N 19АП-6437/13), управляющему филиала (постановление Восьмого ААС от 06.11.2013 N 08АП-9008/13), работнику без специальной доверенности (постановление Восьмого ААС от 19.06.2014 N 08АП-4267/14).

Читайте также:  Районный коэффициент комсомольск на амуре

Данные об уведомляемом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе орган ГПН должен брать из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В случае необходимости проверяемых идентифицируют, в том числе, по ОГРН и ИНН (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.02.2014 N Ф03-7287/13).

Текст копии распоряжения должен без труда поддаваться прочтению (постановление Восьмого ААС от 19.06.2014 N 08АП-4267/14).

Законодательство не регламентирует форму уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. Согласно ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ и п. 59 Регламента N 644 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются любым доступным способом. На практике пожарный инспектор информирует о внеплановой проверке так же, как и при плановой, то есть посредством направления копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение (нарочным, заказным письмом с уведомлением о вручении, факсограммой и т.п.).

Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18, пп. "г" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

*(1) Очень интересны два противоположных решения, вынесенных одним и тем же составом суда в отношении одного лица и по одной проверке: было признано незаконным предписание, выданное в отношении неуведомленного собственника объекта по результатам проверки арендатора (постановление АС Волго-Вятского округа от 08.09.2014 N Ф01-3556/14), одновременно было признано законным постановление об административном штрафе в отношении этого же неуведомленного о проверке собственника (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2014 N Ф01-13384/13).

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Если контролирующий орган прислал уведомление о проведение проверки, но распоряжение не прислал, а предоставил его только в день проверки, может ли это является не извещением о проведения проверки?

Ответ

По данному вопросу имеется несколько мнений.

Согласно первой позиции, контролирующие органы не обязаны вместе с уведомлением о проверке направлять распоряжение о проведении плановой проверки. Из анализа ч.12 ст.9, ч.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ следует, что о проведении проверки проверяемое лицо может быть уведомлено любым доступным способом, в том числе, посредством направления копии распоряжения о проведении проверки. Таким образом, направление копии распоряжения или приказа не является единственно возможным способом уведомления о проведении проверки.

Согласно другой точки зрения, иным доступным способом может являться только тот способ, который обеспечивает передачу копии распоряжения или приказа о начале проведения проверки, а не саму информацию о проведении проверки (например, передача курьером, по факсу).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.*

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.*

Статья 14. Порядок организации проверки

3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий».

Читайте также:  Юридический центр союз кирочная 19 отзывы

2. Постановление ФАС СЗО от 23.06.2014 № А56-43939/2013

«Вместе с тем необходимо отметить следующее грубое нарушение Закона № 294-ФЗ, допущенное Отделом в ходе проведения проверки.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Из материалов дела следует, что административный орган не направлял копию распоряжения о проведении проверки в адрес Общества по правилам, установленным частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Согласно материалам дела Отдел направлял в адрес Общества телеграмму с уведомлением о проведении проверки (том 1, листы дела 79-81). Названная телеграмма не может подменять собой распоряжение о проведении проверки.*

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 нарушение части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной правомерно признали недействительным предписание Отдела от 07.06.2013 № 2-8-342/1/1».

Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

Согласно части 16 статьи 10 вышеуказанного закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, также любым доступным способом.

При этом, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.

Так например, статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector