No Image

Соблюдение авторских прав в сети интернет

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Шлюндт Н.Ю., Кирюхина Л.В.,

Текст научной работы на тему «Проблемы соблюдения авторских прав в сети «Интернет» на примере России и Франции»

Шлюндт Надежда Юрьевна

канд., юрид., наук, доцент НГГТИ, г. Невинномысск, РФ, E-mail: nshlundt@mail.ru Кирюхина Людмила Владимировна студентка 2 курса СКФУ, г. Ставрополь, РФ

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ПРИМЕРЕ

РОССИИ И ФРАНЦИИ

Сеть «Интернет» проникла практически во все формы жизнедеятельности, продолжает прогрессировать и развиваться, превращая, мир в единое информационно-коммуникационное пространство. Общедоступность проведения различных операцией с информацией представляет реальную проблему в соблюдении авторских прав. В статье предпринята попытка постановки проблем, возникающих при использовании объектов авторского права в сети «Интернет», на примере опыта России и Франции.

Россия, Франция, сеть «Интернет», авторское право, IP-адрес, правонарушение В настоящее время «Интернет» проник в науку, культуру, политику, бизнес и иные сферы жизнедеятельности. Доступность проведения различных операцией с информацией (получение, изменение, распространение и прочее), является реальной проблемой в соблюдении авторских прав. С этим связана необходимость разработки механизма решений по противодействию нелегального распространения объектов авторских прав.

Если проанализировать зарубежное законодательство, то практически во всех европейских странах, пусть не совершенно, но существуют нормативно — правовые акты, рассматривающее вопросы нелегальной деятельности в сети «Интернет» Что же касается законодательства РФ, то механизм реализации соблюдения, а главное защиты авторских прав в сети «Интернет» разработан и действует не в достаточном объеме.

С целью выявления сферы нарушения авторских прав при использовании сети «Интернет», на наш взгляд, необходимо указать на ее конкретные функции: коммуникативная, коммерческая, информационная, развлекательная и файлообменная. Последняя из названых, не является базовой, но именно она преподносит существенный вред правообладателям. Большинство объектов авторских прав распространяются при отсутствии какого — либо контроля, а также без разрешения, порой и ведома правообладателя.

С нашей точки зрения, любые действия, проводимые с информацией в сети «Интернет» надлежит ограничить такими же способами, а также предъявлять к ним требования, как и в обыкновенной жизни. Несомненно, эти ограничения в первую очередь должны относиться к гарантиям следования и соблюдения авторских прав. Фотография, картинка, текст, любой другой объект, помещенный в сеть, обладает личными правообладателями или авторами. Проблема в том, что большинство обыкновенных пользователей даже не догадываются об этом, и не осознают, что собственными действиями могут нарушить авторские права, а также причинить вред.

Пробелы в законодательстве по вопросам регулирования отношений, связанных с противоправным распространением информации в информационной сфере, привели к существенному объему нарушений авторских прав. На данный момент, законодатели не разработали механизм применения законодательных норм в сети «Интернет».

На наш взгляд, при разработке вышеупомянутой системы, необходимо учитывать определенные аспекты:

— основным курсом в политики России должно стать ее участие в различного рода международных договорах. Конвенциях, пактах, в той или иной мере, относящихся к защите прав авторов в сети «Интернет»;

— невозможно ограничить принцип свободного распространения информации, так как по сути это нарушает демократические принципы;

— использование смешанного регулирования, которое заключается в контроле не только со стороны органов власти, но и со стороны участников интернет — сообщества, пользователей в частности;

— разрабатывая систему отечественного законодательства по данному вопросу, целесообразно учитывать опыт зарубежных стран.

Нам бы хотелось, более конкретно, остановиться на французском законодательстве.

Во Франции злободневным вопросом является охрана культуры в цифровом обществе.

В 2007 г. инициативной группе индустрии культуры получилось обратить на себя внимание представителей власти. На тот момент, правительство сообщило о формировании нового времени, так называемой, «эры цивилизованного интернета».[1, с. 157]

Уже в 2009[2] году в стране был принят ряд законов, посвященных защите и соблюдению авторских прав в интернете. Были сформированы специализированные службы (АДОПИ 1 и АДОПИ 2). Также был основан Высший орган по распространению трудов и охране прав авторов в сети «Интернет» — АДОПИ.

Основной деятельностью вышеупомянутой организации явилось содействии сформированию законного оборота культурной продукции и пресечению неправомерных действий по вопроса ее потребления в сети «Интернет».

Во Франции сформирована целостная система штрафных мер, которая обладает собственным наименованием «дифференцированные ответные действия».[3, с. 35-46]

Данная система трехуровневая. На первом этапе при нарушении на электронный адрес пользователя отправляется предупредительное письмо. Если, правонарушение было совершено повторно, менее чем через полгода, владельцу адреса помимо предупреждения отправляется заказное письмо с целью подтверждения даты получения пользователем извещения. В этом случае, если правонарушения продолжаются, доступ в сеть «Интернет» с установленного 1Р-адреса может быть заблокирован сроком до одного года. Примечательно, что все так называемое, «штрафное» время пользователь продолжает осуществлять платить абонентскую плату интернет-провайдеру, а также не может заключать договор с другим поставщиком услуг.

Правообладатели, выявившие нарушения, вправе сообщить о них в Комиссию по защите прав. Данная Комиссия, после получения жалобы, обращается к провайдерам доступа в интернет, с целью определения правонарушителя по интернет — адресу.

Исходя из буквы закона, провайдеры при обращении Высшего органа по защите авторских прав в интернете обязаны предоставить информацию о пользователе: почтовый адрес, личность, телефон и электронный адрес. Более того, провайдеры, при составлении и подписании договора об услугах со своими клиентами, обязаны включить пункты о законных способах потребления культурного цифрового продукта, об ответственности за нелегальное использование цифрового культурного продукта; о методах защиты Интернет-соединения. При установлении личности преступника, провайдер отправляет ему предупредительные письма, если же они не оказывают должного воздействия, в дело могут вступать судебные органы.

Достаточно трудно оценить действенность вышеуказанных способов и действий, однако, после проведения высшим органом опросов, было установлено, что после принятия ряда законодательных актов, объемы незаконных действий в сети Интернет сократились.

Согласно статистике, около половины интернет — пользователей Франции в той или иной мере совершают нелегальные действия в сети, в том числе и скачивание объектов. Общество не готово платить за возможность совершения различных действий с продукцией в Интернете[4, с. 122].

Если обратиться к результатам опросов, жители Франции, и то их минимальное количество готовы оплачивать лишь скачивание музыкальных произведений, а также полнометражных фильмов. Совсем низок интерес к оплате книжных произведений, а также компьютерных игр и прессы.

Необходимо отметить, что в период последующий принятию закона «Творчество и Интернет» во Франции, повышается объем законного скачивания музыкальных файлов [2]. Значительное количество граждан Франции скачивает видеофайлы с бесплатных сайтов, примером является YouTube.

В период проведения первого этапа реализации программы по борьбе с «пиратством», а так же защитой и охраной авторских прав, с ноября 2010 г. было предъявлено 60 тыс. требований. Второй этап,

который начинает свою работу в настоящее время, состоит из уголовного преследования правонарушителей. Электронные письма, отправленные пользователю, станут одним из доказательств виновности [5].

Нам бы также хотелось обратить внимание на судьбу электронных книг. Не так давно, министром бюджета Франции, а так же Комиссии по культуре Сената Франции, было принято решение, о понижении НДС на электронные книжные издания до 5,5%. По мнению французов, это стало значительным этапом в поддержке культуры [1, с. 157].

Читайте также:  Право на имущество соседа сканворд 8 букв

Последующим шагом в этой связи, несомненно, должно стать выработка единых твердых цен для электронных книжных изданий. Несомненно, от продажи электронных вариантов книг авторы обязаны зарабатывать не меньше, чем от продажи обыкновенных публикаций.

В нашей статье, были проанализированы проблемы соблюдения авторских прав в сети «Интернет» двух стран: России и Франции. Безусловно, и то, и другое законодательство не совершены в данном вопросе.

Очевидно и то, что, политика, разрабатываемая станами по вопросы обеспечения защиты авторских прав в сети, не успевает за развитием самой сети «Интернет». Для того, что бы деятельность государств была эффективной, недостаточно лишь выявлять проблемы, необходимо также перенимать опыт зарубежных стан, а также обеспечивать международное сотрудничество для разрешения данного вопроса.

Список использованной литературы:

1. Еременко В.И. Законодательство об интеллектуальной собственности во Франции. М., 2010.

2. Научный журнал факультета журналистики МГУ «Медиаскоп»: URL:http://www.mediascope.ru.

3. Вилинов А.А. Актуальные вопросы регулирования отношений по охране авторского и смежных прав в сети Интернет // Интеллектуальная собственность (Авторское право и смежные права). 2013. № 10.

4. Лебедь В.В., Произведения искусства в авторском праве. Монография. М., изд. Книгодел,

Марина Макарова, федеральный судья в отставке

Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования интеллектуальной собственности. В цивилизованном обществе интеллектуальная собственность, как и материальная, охраняется государством. Заметим, что в США случаи нарушения авторских прав расследует такая серьёзная организация, как ФБР, даже если они не связаны с материальным ущербом.

Для начала напомним, что, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Закон защищает литературные, музыкальные, сценарные, хореографические, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, географические и другие карты, планы, программы для ЭВМ. Интернет-сайт тоже можно рассматривать как объект авторского права, ведь кем-то он создан, значит, имеет автора.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся так называемые производные произведения, созданные переработкой уже имеющегося другого творения (например, экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы). Поскольку тот, кто переработал исходное произведение, также вложил свой интеллектуальный труд, то ему принадлежат авторские права на результат переработки.

Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на его персонаж. Например, чтобы воспользоваться символом в виде симпатичного зверька — Чебурашки, необходимо испросить на это согласие его авторов — писателя Эдуарда Успенского и художников-мультипликаторов.

Для возникновения авторских прав не требуется официальной регистрации произведения. Важно лишь, чтобы оно было обнародовано.

Если вы сочинили стихотворение ко дню рождения своего друга и разместили его в интернете, то вы изначально являетесь его автором, и никто не имеет права выдать этот стих за свой, что-то изменить, добавить, исправить. Другой вопрос — как в случае конфликта доказать своё авторство. Но это уже отдельная тема — проблема обеспечения доказательств.

А вот идея, мысль, сюжет не являются объектами авторского права. Разные авторы могут написать книги на один и тот же сюжет, и при этом у них будут разные объекты авторских прав. Скажем, Алексей Толстой написал «Приключения Буратино», сильно переработав сюжет Карло Коллоди, а затем по этой книге и фильмы снимали.

Автору по закону принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование. Автор может его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Как правило, за использование произведения положен авторский гонорар.

Из статьи 1270 ГК РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; его распространение и публичный показ. Сюда же относится импорт оригинала или экземпляров произведения для распространения в нашей стране, выдача произведения напрокат, его публичное исполнение, передача по радио и телевидению, перевод или другая переработка.

Отмечу, что своё исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может по договору передать другому лицу. И тогда разрешение на использование придётся запрашивать у этого другого лица.

Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После смерти автора его правами распоряжаются наследники или правопреемники, и в течение 70 лет необходимо испрашивать их согласие на использование произведения. После указанного срока оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться кем угодно, в том числе в интернете, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Что же касается других вышеуказанных прав автора, то они неотчуждаемы. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно. Никто не сможет спустя столетия после смерти Александра Сергеевича Пушкина присвоить себе авторство или позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин».

Наверняка вы замечали, что на радио и телевидении в последнее время редко транслируют театральные постановки. Одна из основных причин — работающее авторское право. Ведь чтобы предложить слушателю или зрителю спектакль, поставленный на театральных подмостках, администрация канала должна заплатить немаленький авторский гонорар, что может сильно уменьшить доход от телерекламы.

Авторами театральной постановки, как и любого фильма, художественного или документального, считаются автор произведения, положенного в основу пьесы или фильма, автор сценария, режиссёр-постановщик, композитор, поэт (если в пьесе или кинофильме есть песни). Все они имеют право на гонорар.

Не относятся к объектам авторских прав официальные документы госорганов и муниципальных органов власти, международных организаций, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, деньги, марки…), а также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов. Нет авторского права и на сообщения чисто информационного характера (новости дня, программы телепередач, расписания транспорта, прогнозы погоды и так далее).

Фольклор можно смело исполнять публично в коммерческих целях, не испрашивая ни у кого разрешения и не опасаясь каких-либо материальных претензий. Ведь у него нет конкретного автора.

Интернет хорош тем, что большинство информационных ресурсов предоставляются для свободного доступа. Помещая какую-то информацию в интернет, вы её обнародуете для всех. Но свободный доступ не означает свободного использования.

Сейчас в интернете много как платных, так и бесплатных ресурсов. Если доступ к информации на сайте бесплатен, это не значит, что, используя его информацию, не надо соблюдать требования закона. Чаще всего закон нарушают, разместив на своём сайте чужие произведения без разрешения авторов.

Что же можно делать без согласия автора и бесплатно, а чего нельзя?

По статье 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты гонорара воспроизведение гражданином обнародованного произведения исключительно в личных целях, для себя.

Уточню, что воспроизведением считается также и изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Кстати, его скачивание на жёсткий диск своего компьютера — тоже воспроизведение.

Читайте также:  Проверка имущества по кадастровому номеру

Мы смело, не испытывая угрызений совести, можем скачать, например, книгу из интернета для личного чтения и чтения членами своей семьи, но не имеем права, не поставив в известность автора (правообладателя), размножить эту копию для продажи.

Но есть исключения. Даже для личного пользования нельзя копировать произведения архитектуры — здания и другие сооружения (нельзя возвести на своём дачном участке копию памятника Петру Первому или главного здания МГУ). Нельзя копировать целиком базы данных или их существенные части. Даже для себя, без продажи другим, нельзя копировать компьютерные программы. Нельзя полностью репродуцировать книги и ноты, то есть факсимильно их копировать с помощью любых технических средств.

Нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо, кроме вашей семьи. То есть нельзя, сидя в театре, вести видеосъёмку спектакля, чтобы потом размножить её и продавать желающим. Но показать своим родным можно.

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения цитировать его труд в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях. Сюда входят и обзоры печати с отрывками из газетных и журнальных статей. Можно использовать произведения и отрывки из них как иллюстрации в учебном издании, радио- и телепередачах или в своём блоге. Но обязательно указать, кто автор и откуда взята цитата.

Разрешено воспроизводить в периодическом печатном издании, читать по радио или телевидению статьи по различным актуальным вопросам, опубликованные в печатной периодике, если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем.

Никто не запрещает воспроизвести в периодике, сообщить в радио- и телепередачах публично произнесённые политические речи, обращения, доклады и тому подобное в объёме, необходимом для информирования читателей, слушателей и зрителей.

Закон разрешает в репортажах о различных событиях показывать произведения, увиденные или услышанные репортёром. Это значит, что не запрещены репортажи с выставок, концертов, конкурсов исполнителей и других культурных событий.

Разрешено бесплатное публичное исполнение произведений вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы. То есть поставить своими силами спектакль в школе, больнице или тюрьме можно без разрешения автора.

В нашем законодательстве существует понятие «смежные права». Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Ведь они заключили договор с автором, разрешившим им использовать своё произведение.

Смежные права тоже охраняются. В российском Уголовном кодексе на этот счёт есть статья 146 под названием «Нарушение авторских и смежных прав». Она предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю, а равно и за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. При этом крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает сто тысяч рублей, а особо крупным — миллион рублей. Наказание — лишение свободы на срок до шести лет. Но, конечно, дело до уголовного преследования у нас в стране редко доходит. В основном используются гражданско-правовые методы защиты — возмещение материального ущерба.

В интернете по объективным причинам сложно добиться максимального соблюдения авторского права, но то, что российское законодательство хотя бы обратило на это внимание, уже большой плюс.

Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, может направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав. Владелец информационного ресурса обязан рассмотреть претензию в течение 24 часов и удалить незаконно размещённую информацию.

Если же реакции на заявление нет, правообладатель может потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор.

Что такое авторское право?

Что нужно знать о коммерческом и некоммерческом использовании контента?

Чем грозит нарушение авторских прав?

Как узнать, можно ли взять изображение?

Что такое лицензия и как она работает?

Как договориться с автором?

Как использовать картинки законно и где их брать?

Можно ли использовать чужие тексты?

Как действует авторское право в соцсетях?

Как защитить свои авторские права?

Что нужно запомнить?

Как законно использовать чужой контент в соцсетях и рассылках и что делать, если кто-то берёт ваши картинки, гифки или тексты без спроса.

Эксперт по крутым email-рассылкам, автор русского блога SendPulse.

Что такое авторское право?

У всех картинок, гифок, видео, музыки и текстов, которые вы найдёте в интернете, есть автор. Автору автоматически принадлежат права на созданный им объект, и эти права охраняются законом. Это значит, что нельзя просто взять классную картинку и вставить в свой пост или рассылку — для этого нужно разрешение автора.

Авторское право делится на два вида: имущественное и неимущественное. По неимущественному праву автор решает, как назвать своё произведение и как под ним подписаться, публиковать его или нет. Но нас больше интересует имущественное право — использовать это произведение в своих целях, в том числе для зарабатывания денег.

Что нужно знать о коммерческом и некоммерческом использовании контента?

Если материал будет в рекламе товара, услуги или компании — это коммерческое использование. То же относится к сайтам с платной подпиской, где нужно заплатить за доступ к содержимому, и к группам в соцсетях, где есть реклама товаров или указаны цены. В этом случае лучше либо создать свой текст и иллюстрации, либо официально их купить. Всё логично: контент приносит прибыль, поэтому должен быть оплачен.

Некоммерческое использование — это когда контент не приносит деньги. Например, если вы делаете рассылку с обзором лучших смартфонов 2018 года, это не коммерция. А если в эту рассылку добавить кнопки «Купить», которые ведут в магазин, то это уже реклама товаров. Соответственно, коммерческое использование.

При некоммерческом использовании всё немного проще. В фотобанках много изображений, которые можно использовать в некоммерческих целях. Многие авторы, особенно непрофессионалы, разрешают использовать свои работы, если вы просто укажете авторство и дадите ссылку на их сайт.

Чем грозит нарушение авторских прав?

Если автор узнает, что вы использовали его работу, то как минимум потребует удалить её с ваших ресурсов, а может и подать в суд. Обычно судятся, если контент использовали в коммерческих целях. Чаще всего — с крупными компаниями.

Конечно, обычно авторы не сёрфят в интернете целыми днями в поисках своих украденных работ, но попасться всё равно можно. В итоге платить компенсацию по решению суда выйдет дороже, чем честно купить картинку.

Как узнать, можно ли взять изображение?

Даже если автор изображения не указан, он всё равно существует, и его произведение защищено авторским правом. Если вы при публикации укажете автора, это всё равно нарушение закона, ведь вы берёте его работу без разрешения.

Всегда нужно проверять, защищена ли картинка авторским правом и на каких условиях можно её использовать. Сделать это можно даже через Google с помощью поиска по картинкам.

  1. Заходим в раздел «Картинки». В строке поиска появится значок фотоаппарата, кликаем по нему.
Читайте также:  Можно ли заменить паспорт в другом городе

  1. Получаем окно поиска, куда загружаем картинку либо ссылку на файл.

  1. Оригинал фотографии наверняка будет в хорошем разрешении, так что в результатах поиска выберите большие изображения.

  1. Зайдите на сайты, где лежат эти изображения, и посмотрите, как там указан автор. Теперь остаётся найти его страницу в Сети и посмотреть, есть ли там условия использования работ.

Что такое лицензия и как она работает?

Большую часть контента в Сети можно использовать на заранее определённых условиях. Эти условия прописаны в лицензии — договоре на использование контента. Этот договор открытый, его не нужно заключать и подписывать с двух сторон. Вы просто изучаете условия лицензии и соблюдаете их, когда используете изображения и другие медиаобъекты.

Условия лицензии могут быть размещены на сайте, откуда вы берёте контент. Например, в СМИ часто пишут: «При копировании материалов гиперссылка на источник обязательна». В таком случае вы имеете право скопировать текст, если дополните его активной ссылкой на сайт-источник.

Вот список лицензий, которые используются для обозначения авторских прав и условий использования текстов, видео, фото и музыки:

  • СС (Creative Commons) — для любого контента, включая программное обеспечение.
  • GNU FDL (Free Documentation License) — для документов, энциклопедий, словарей.
  • DSL (Design Science License) — для любого контента, включая программное обеспечение. Её почти перестали использовать с появлением Creative Commons.
  • Free Art License (License Art Libre) — для любых художественных произведений.

Creative Commons — самая популярная лицензия. Ей часто пользуются фотографы и дизайнеры, писатели и программисты. Есть несколько подвидов лицензии с разным набором условий: например, ссылаться на автора, использовать произведение только в неизменном виде или только на некоммерческих условиях и другое. Самая подходящая лицензия — CC0, то есть произведение полностью очищено от авторских прав.

Как договориться с автором?

Напишите автору письмо. Расскажите, в каких целях вы собираетесь использовать его творение, и спросите, на каких условиях он вам это разрешит.

Соглашение с автором может быть устным или письменным. Если вы опасаетесь, что автор начнёт предъявлять претензии после публикации, то лучше заключить договор письменно. Так будет легче доказать, что вы опубликовали работу строго в рамках договорённости.

Нужно учесть нюансы:

  • Кому принадлежат имущественные права на объект. Может, автор уже продал их какой-то компании и договариваться нужно с ней.
  • Что именно вы хотите сделать с контентом. Нужно чётко это прописать в договоре. Будете ли вы использовать его в коммерческих или некоммерческих целях, опубликуете оригинал или будете как-то его видоизменять — всё это нужно указать.

Всё те же пункты нужно включить в договор, если вы нанимаете фотографа или дизайнера.

Фотограф увидел опубликованный коллаж и подал на кафе в суд. Он выиграл, потому что условия договора были нарушены.

Как использовать картинки законно и где их брать?

Создавать самостоятельно

Это легко, когда в штате есть фотограф или дизайнер. Ещё есть сервисы для создания картинок с готовыми шаблонами для недизайнеров: Canva, Piktochart, BeFunky и множество других. Можно нанять внештатного специалиста — только не забудьте заключить с ним договор и прописать в нём передачу имущественных прав на работы.

Использовать фотостоки

Есть платные и бесплатные. Легко искать нужные изображения, лицензии на виду, выбор относительно большой. Но эти картинки уже наверняка кто-то использовал до вас — например, одни и те же улыбающиеся люди изображают сотрудников на сайтах сотен компаний. «Улыбающийся сквозь боль Гарольд» и вовсе стал мемом, а начинал с фотостока. Ещё один подвох — фотостоки бывают нелегальными и собирают фотографии без разрешения авторов. Отвечать в итоге придётся вам, так что подстрахуйтесь и проверьте картинку через Google.

Встраивать изображения

Только при некоммерческом использовании. С помощью эмбеда вы не сохраняете картинку к себе, а встраиваете её в код страницы. Таким способом можно брать картинки из Instagram, Getty Images, Tumblr и Flickr. Этот способ можно использовать в рассылках и на сайте.

Магазин «Пудра» в раздел отзывов в письме вставляет эмбеды из Instagram-аккаунтов блогеров

Искать в Google

Забиваем запрос, переходим в раздел «Картинки». Здесь нажимаем на «Инструменты» и выбираем подходящую лицензию из выпадающего списка «Права на использование». Всегда заходите на сайт, где лежит фотография, и проверяйте её происхождение.

Использовать материалы из общественного достояния

В России имущественное авторское право перестаёт действовать через 70 лет после смерти автора. Это касается книг, картин, фильмов. При этом в других странах свои сроки действия авторского права, так что обязательно изучите вопрос перед тем, как брать контент.

Можно ли использовать чужие тексты?

С текстами та же история, что и с картинками — без разрешения их использовать нельзя. Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом. Причём как оригинальные названия, так и переведённые.

В теме этого письма явно обыграно название фильма с Леонардо Ди Каприо. По Гражданскому кодексу переводные названия фильмов являются творческим результатом работы переводчика. Правообладатели перевода могут подать иск

Даже если вы возьмёте чужой текст и немного переработаете его, правообладатель имеет право подать жалобу. Он обратится за экспертизой, и специалисты могут подтвердить заимствование текста.

Как действует авторское право в соцсетях?

Если контент берёте вы

В соцсетях тоже работает авторское право. Оно защищает все картинки, тексты, гифки и видео. Без проблем можно делать репосты — так вы сохраняете авторство контента. А вот публиковать у себя без разрешения и указания автора нельзя, это нарушение закона.

Алгоритм действий, если хотите использовать чужой контент в соцсети, обычный. Найдите автора текста или изображения, посмотрите, указаны ли на его сайте или в аккаунте условия публикации. Если не указаны — свяжитесь с ним и договоритесь.

Заведение рекламирует вечер с кинопоказом в группе «ВКонтакте». В посте — кадры из мультфильма «Тайна Коко», и это нарушает права правообладателей мультфильма

Если контент взяли у вас

Пользователи могут брать ваш контент только для личного некоммерческого использования и обязаны указывать автора и источник заимствования. В противном случае они нарушают закон, и вы можете требовать удаления контента и выплаты компенсации через суд.

Ставьте копирайты на все свои фото и видео, подписывайте авторство. Так будет легче защищать свои интересы в суде.

Как защитить свои авторские права?

Для начала соберите доказательства: ссылки и скриншоты ваших страниц и страниц конкурента с аналогичным контентом, оригиналы фото и видео. У вас должно быть всё, чтобы показать — вы разместили материалы раньше конкурента. Идите к нотариусу, чтобы он заверил эти материалы.

Затем попробуйте договориться мирно: напишите владельцам ресурса, что вы собрали «вещдоки», и попросите удалить контент и компенсировать вам как минимум расходы на нотариуса. Если нарушители не соглашаются или не отвечают, можно подавать судебный иск.

Обязательно проконсультируйтесь с юристом. Бывает, что ваши усилия в судебном разбирательстве того не стоят: либо шанс на победу небольшой, либо компенсация будет слишком маленькой.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector