No Image

Служба в армии рф при двойном гражданстве

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
16 ноября 2019

А.В. Щукин, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по обороне, полковник юстиции запаса.

2003 год был знаковым для военной организации государства. После долгого перерыва право на добровольное поступление на военную службу в Российской Федерации получили иностранные граждане.

17 октября 2003 г. Государственной Думой сразу в трех чтениях были приняты и 11 ноября подписаны Президентом Российской Федерации Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" N 151-ФЗ и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" N 141-ФЗ, закрепившие это право.

Изменения, наряду с другими, были внесены в Федеральные законы "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и "О Железнодорожных войсках Российской Федерации". Они подтвердили право иностранных граждан проходить военную службу по контракту в этих войсках, предоставленное изменениями, внесенными в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Однако, изменяя специальные законы, законодатель вольно или невольно "упустил" Федеральные законы "О федеральной службе безопасности" и "О государственной охране" в части комплектования органов безопасности, Пограничной службы ФСБ России и органов государственной охраны. В случае если учитывая специфику этих органов, законодатель на том временном этапе сознательно пошел на эти ограничения для иностранных граждан, изменения в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", установившие, что прохождение военной службы осуществляется данными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, представлялись по крайней мере некорректными. К органам, в которых предусмотрена военная служба, российским законодательством отнесены и органы безопасности, и органы Пограничной службы, и органы государственной охраны.

Практика показала неслучайность указанных ограничений. По имеющейся информации, за всю историю существования в Российской Федерации института военной службы иностранных граждан ни с одним иностранным гражданином не был заключен контракт о прохождении военной службы не только в органах и воинских формированиях, но и в других, кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, войсках .

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство" N 392827-4.

Данное несоответствие норм права между собой, а также норм права и практики потребовало дальнейшей работы законодателей.

Соответствующий законопроект (N 392827-4) был внесен в качестве законодательной инициативы в 2007 г., принят в третьем чтении 13 ноября 2007 г., и 4 декабря 2007 г. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство" N 328-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации. Он направлен на решение двух задач:

  1. привести во взаимное соответствие Федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе", "О федеральной службе безопасности", "О внешней разведке" и "О государственной охране" в части запрета иностранным гражданам на прохождение военной службы по контракту в указанных органах;
  2. установить ограничения на прохождение военной службы по контракту гражданами Российской Федерации, имеющими двойное гражданство.

В целях решения указанных задач было изменено определение военной службы, в котором уточнено, что военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах исполняется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) другого государства, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) другого государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Нормы Федеральных законов "О федеральной службе безопасности", "О государственной охране" были уточнены в части требований к сотрудникам этих органов (в том числе и к гражданскому персоналу органов государственной охраны): ими могут быть только граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) другой страны.

Соответствующим корректировкам подверглись ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ и п. 2 ст. 15 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

В связи с установлением запрета иностранным гражданам на прохождение военной службы по контракту в органах, а также с учетом особенностей прохождения военной службы иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях вышеназванным Законом установлено, что военнослужащий в связи с утратой гражданства Российской Федерации подлежит увольнению с военной службы: для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, либо проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана) или офицера, либо проходящего военную службу по призыву. Указанное основание увольнения дополнило норму, исключающую возможность продолжения военной службы, — п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Аналогичное основание увольнения с военной службы для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, подлежащей замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, субъект права законодательной инициативы расположил в норме, предполагающей возможность продолжения таким военнослужащим военной службы, если он занимает воинскую должность, включенную в перечень воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими — иностранными гражданами, либо может быть на такую должность переведен — п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Читайте также:  Можно ли продать машину без согласия жены

Изменения, внесенные в 2003 г. в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", предоставили право гражданам государств, входивших в состав СССР, проходящим не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13, и без представления вида на жительство, т.е. в упрощенном порядке (ч. 4 ст. 13).

Приобретение российского гражданства иностранными гражданами, проходящими военную службу по контракту, не предполагает их автоматического отказа от гражданства своего государства. Исходя из этого можно говорить о новой категории граждан, проходящих военную службу по контракту, — бипатриды, или лица с двойным гражданством. Также не исключена возможность приобретения гражданином Российской Федерации гражданства другого государства.

В соответствии со ст. 62 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, обладающий одновременно гражданством иностранного государства, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, обладает всеми правами и свободами и несет все обязанности российского гражданина, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом.

Как правило, такие федеральные законы, предусматривающие ограничения для граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, направлены на обеспечение безопасности государства.

В частности, согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" лицам, имеющим, помимо российского гражданства, гражданство иностранного государства, запрещено замещать должность Председателя Правительства Российской Федерации.

С принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ такие лица не могут быть и депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и другими должностными лицами. И эта тенденция продолжается.

Так, Федеральным конституционным законом "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 30 января 2007 г. N 1-ФКЗ и Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О внешней разведке" от 14 февраля 2007 г. N 20-ФЗ аналогичный запрет установлен для членов Правительства Российской Федерации и сотрудников органов внешней разведки. С учетом этого, применительно к военнослужащим, являющимся сотрудниками органов внешней разведки, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" приведен в соответствие с Федеральным законом "О внешней разведке".

Одновременно рассматриваемым Законом применен тот же подход и к сотрудникам других органов: лица, имеющие двойное гражданство, не должны быть сотрудниками федеральной службы безопасности, федерального органа специальной связи и информации, федеральных органов государственной охраны и федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Что же касается Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, то поскольку Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено прохождение военной службы по контракту иностранными гражданами, то запрет гражданам Российской Федерации, имеющим также другое гражданство, проходить военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, по мнению субъекта права законодательной инициативы, можно не устанавливать. Однако при этом вышеназванным Законом предусмотрено, что в перечнях воинских должностей должны определяться воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими — гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

В связи с установлением для граждан, имеющих двойное гражданство, запрета на прохождение военной службы по контракту в органах и ограничения при поступлении таких граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования возникла необходимость предусмотреть такое основание увольнения с военной службы, как приобретение гражданства (подданства) иностранного государства. При этом для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, указанное основание увольнения приведено в норме, исключающей возможность продолжения военной службы, — п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". А для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, — в норме, предполагающей возможность продолжения таким военнослужащим военной службы, если он занимает воинскую должность, которая может замещаться военнослужащим, имеющим также гражданство (подданство) иностранного государства, либо может быть на такую должность переведен, — п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Поступление граждан, имеющих двойное гражданство, на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования вышеназванный Закон не запрещает, но вводит ограничения на занятие такими гражданами определенных должностей, перечень которых будет определяться Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).

Установив вышеприведенные ограничения для иностранных граждан и граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, указанный выше Закон предусматривает и соответствующие новые основания увольнения с военной службы с учетом категории военнослужащих и места прохождения ими военной службы: утрата военнослужащим гражданства Российской Федерации и приобретение военнослужащим, являющимся гражданином Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства.

Читайте также:  Колония поселения 15 оренбургская область

Подскажите, пожалуйста, могут ли призвать в армию гражданина с двойным гражданством? С 1985 года постоянно проживает и имеет гражданство Канады. В армии Канады не служил. Обучался в летной школе. В 2012 году устраивается на работу вторым пилотом в авиакомпанию "Сибирь". Военного билета нет. Спасибо.

Алексей, 49 лет, Балабаново

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно статье 23 Закона, от призыва на военную службу освобождаются граждане:

признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;

являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Алексей, названный гражданин в возрасте от 18 до 27 лет при нахождении на территории Российской Федерации подлежит призыву на военную службу.

У граждан, проживающих в РФ и за рубежом, очень часто возникают сомнения по поводу срочной службы и о том, берут ли в армию с двойным гражданством. Не может ли случиться такое, что, отдав свой воинский долг в одной стране, по приезде в другую, где он также является гражданином, ему тут же прикажут явиться на призывную комиссию для отправки в армию. Так как подобные случаи в настоящее время не редкость и многие являются гражданами нескольких государств одновременно, что законом не возбраняется, то подобные вопросы интересуют многих.

Берут ли в российскую армию с двойным гражданством в 2019 году?

У тех, кто имеет гражданство в двух странах, нет уверенности в том, что им не придется служить в российской армии, хотя они уже сделали это в другой стране. Зависит такая возможность от наличия соответствующего договора между странами, в котором должно быть отражено подобное обстоятельство. На сегодняшний день и в следующем 2019 году в этом плане изменений не предвидится, такая договоренность у России существует лишь с одним государством, а именно – с Таджикистаном, заключенная с 1996 года. До недавнего времени такой договор был заключен и с Туркменией, но в 2015 году он утратил свою силу. Поэтому те граждане, имеющие гражданство России и таких стран, как Франция, Германия, Литва, Эстония, Украина, Белорусь и др. И отслужившие в их армии, по приезду в РФ могут быть обоснованно призваны в армию.

Под исключение могут попасть граждане Туркмении, которые получили свой второй паспорт в момент действия договора, то есть до 2015 года. Вот они действительно не подлежат повторному призыву в нашей стране.

Не призовут на службу и тех российских граждан, кто постоянно проживает за границей, так как они не стоят у нас на воинском учете. Относится это и к тем, кто постоянно проживает за рубежом, но приезжает к нам на учебу.

Призовут ли служить в армию с двойным гражданством?

Как уже было сказано выше, лица с двойным гражданством и проживающие в стране, с которой у России не заключено соответствующее соглашение об урегулировании двойного гражданства, призываются на службу в армию на общих основаниях.

Что касается граждан Таджикистана, страны с которой у России такое соглашение имеется и действует, то не опасаться призыва могут лишь те, кто уже отслужил там в армии. Если до приезда в Россию молодой человек не служил, то он, как и все обязан встать на учет в военкомате по месту своей регистрации и ожидать повестки для службы в российской армии. Несоблюдение этих требований считается уклонением от воинской обязанности и должно наказываться по закону.

Читайте также:  Как оценивают имущество судебные приставы

Служба по контракту с двойным гражданством

Те иностранцы, кто желает получить гражданство России и не отвергающие возможность военной службы, могут одновременно выполнить обе эти задачи, если поступят на военную службу по контракту, одновременно на них оформляется разрешение на временное проживание в нашей стране. С таким разрешением они должны прожить три года, после чего они могут получить второе гражданство в РФ.

Однако, к таким кандидатам предъявляются особые условия при оформлении, от соблюдения которых будет зависеть конечный результат. Прежде всего это относится к представляемому пакету документов, куда входит анкета, заявление на русском языке, написанная от руки и в произвольной форме автобиография, трудовая книжка, свидетельство об образовании, свидетельство о семейном положении, свидетельства о рождении детей, фотографии. Если какой-то из документов заполнен на иностранном языке, к нему должен быть обязательный и заверенный перевод. Дополнительно может потребоваться характеристика с последнего места работы. После предоставления всех документов и их тщательной проверки, прохождения медицинской комиссии, проверки в информационном центре МВД на наличие судимости, с ним заключают контракт. Но это происходит только в тех случаях, когда результаты проверки не выявили каких-либо противопоказаний для оформления.

К службе в российской армии по контракту могут быть допущены граждане с двойным гражданством и имеющие категорию А, то есть служба без ограничений. Это может быть и категория Б с незначительными отклонениями здоровья (как аллергия, например) с рекомендациями к службе в определенном роде войск.

Двойное гражданство и военкомат

Военкомат имеет законное право призывать на службу тех граждан, кто имеет двойное гражданство, причем, независимо от того, служил ли этот гражданин в армии другой страны или нет.

Исключение касается лишь граждан Таджикистана, страной, с которой сохранилась особая договоренность относительно прохождения воинской службы. Те граждане, кто уже был в армии в этой стране могут не опасаться быть призванными в РФ. К остальным же, в том числе и молодым гражданам Таджикистана, кто не успел отдать свой воинский долг в своей стране, военкомат может, в соответствии с законом, принять суровые меры и считать их уклонистами, в случае неприбытия по повестке на призывной пункт.

Кто может не служить?

Освобождаться от службы в нашей стране могут лишь те лица с двойным гражданством, кто уже отслужил в своей стране и на них распространяется действие международного соглашения между двумя странами об урегулировании двойного гражданства.

Представители других стран с двойным гражданством могут рассчитывать на освобождение от службы в российской армии лишь на общих основаниях. Это может быть категория непригодности в службе в связи со здоровьем, судимость, нахождение под следствием, опекунство, беременность жены и наличие других детей, а также имеющийся в семье ребенок — инвалид.

Кого призовут дважды?

Возможность второй раз подвергнуться призыву и отправиться служить в российскую армию имеется практически у всех юношей призывного возраста, имеющих двойное гражданство. Не попасть в эту категорию могут лишь мужчины Таджикистана, которые отслужили у себя на родине. Могут избежать подобной участи и жители Туркмении, кто получил второй паспорт до момента расторжения соглашения с нашей страной, то есть до 18 мая 2015 года.

Все остальные могут призываться на службу либо получить отсрочку или освобождение на общих для всех основаниях.

Вообще-то, при оформлении каких-либо документов или сделок с лицами, имеющими двойное гражданство, еще много неясности и путаницы. Так, до сих пор для многих неясно, должны ли они вставать на учет сразу по приезде в нашу страну, если их пребывание здесь предусматривает срок более полугода. На практике оказывается, что никто из них этого не делает. При устройстве на работу жители ближнего зарубежья, не предъявляют военный билет, да, похоже, его у них и не спрашивают, так как большинство из этих компаний частные и постоянно меняются.

Отзывы

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о том, берут ли в армию России с двойным гражданством в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Григорий:

Вот, я зато и думаю, почему у нас в Москве, а теперь уже и в других городах, так много обслуживающего улицы и дворы персонала в лице таджиков. Если так судить, то это очень работящий народ, дружный между собой. Как получат зарплату, бегут на почту отправлять деньги своим семьям. Мне их даже жалко, хватаются за любую подработку. Видимо, не боятся, что их в армию загребут.

Арина:

Конечно, у кого есть деньги, отправляют своих детей учиться за границу и все, от армии освобожден. Они и на воинском учете не стояли никогда и призываться не будут. Посмотришь на работу наших призывных комиссий в военкоматах, собраны одни мальчишки без всякого двойного гражданства, многие с недобором веса или с вредными привычками.

Видео

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector