No Image

Система внутреннего аудита на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Эффективность системы внутреннего контроля в известной степени за­висит от его места в организационной структуре предприятия. На предпри­ятии в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизион­ная комиссия или служба внутреннего аудита. Если внутрихозяйственный контроль возложен на ревизора или ревизионную комиссию, работающих на общественных началах, то, как показывает практика, руководство мо­жет игнорировать систему контроля, искажать данные финансовой отчет­ности. Иначе обстоит дело, когда внутрихозяйственный контроль осущест­вляется службой (отделом, группой) внутреннего аудита, являющейся са­мостоятельным подразделением аппарата управления. Такая служба созда­ется с целью проверки эффективности контрольных методов и процедур на предприятии, оказания помощи администрации в контроле за работой всех подразделений и защиты законных имущественных интересов собственни­ков. Условием успешной работы службы внутреннего аудита является ее независимость от других подразделений, что достигается путем прямого подчинения этой службы руководителю предприятия.

Основными функциями службы внутреннего аудита на предприятии яв­ляются:

— проверка достаточности и соответствия действующим нормативным
актам и учредительным документам системы внутренних регламентов
и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций, распре­
деления полномочий и ответственности между сотрудниками и др.);

— проверка наличия, состояния, правильности оценки активов, эф­
фективности использования всех видов ресурсов, соблюдения рас­
четной дисциплины, полноты и своевременности внесения налого­
вых платежей;

— экспертиза правильности организации, методологии и техники веде­
ния бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности;

— проверка достоверности учета затрат на производство, полноты от­
ражения выручки от реализации, точности формирования финансо­
вых результатов, порядка использования прибыли и фондов;

— разработка предложений по улучшению организации системы контро­
ля, бухгалтерского учета, расчетов, изменению структуры производ­
ства и управления, повышению эффективности программ развития;

— анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность пред­
приятия;

— консультирование учредителей и сотрудников администрации по воп­
росам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйствен­
ной деятельности, менеджмента, права и др.;

-организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок
налоговых и других контрольных органов.

Для выполнения своих функций служба внутреннего аудита должна быть комплектована квалифицированными и заслуживающими доверия спе­циалистами, которые хорошо знают специфику предприятия, его орга-шзационную структуру, объекты контроля, круг вопросов, подлежащих яроверке, законодательные и нормативные акты, владеют техникой и методикой проведения проверок, умеют обобщать и анализировать учет-ю-экономическую информацию, формулировать выводы и рекоменда­ции по результатам проверок. Должны быть созданы необходимые усло­вия для работы сотрудников службы, выделены помещения, транспорт, предоставлена компьютерная и оргтехника, программные средства, нор­мативная и справочная базы данных. Важно обеспечить охрану труда, по­вышение квалификации внутренних аудиторов, определить уровень их оплаты в штатном расписании.

Служба внутреннего аудита действует на основании положения, утвер­ждаемого руководителем предприятия или собранием учредителей (акци­онеров). Проект такого положения приведен в прил. 4. На должность руко­водителя и ведущих специалистов службы целесообразно назначать высо­коквалифицированных специалистов с высшим экономическим образо­ванием, опытом бухгалтерской и экономической работы, отсутствием судимости, имеющих аттестат аудитора или профессионального бухгалте­ра-эксперта. Сотрудниками службы могут быть квалифицированные спе­циалисты по другим профилям для осуществления контроля за техноло­гическими процессами производства. Должностные инструкции для внут­ренних аудиторов должны предусматривать общие положения, конкрет­ные должностные обязанности, права и персональную ответственность.

В практической работе служба внутреннего аудита руководствуется за­конодательными и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями ру­ководителя предприятия, инструкциями, положениями и т. п.

Штат и структура службы зависят от особенностей финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, объема, сложности и условий осу­ществляемых контрольных процедур. Численность и оплата труда работ­ников могут быть предусмотрены в штатном расписании.

Внутренние аудиторы должны выполнять функции, возложенные на них должностными инструкциями. Они обязаны также соблюдать этичес­кие принципы аудиторской деятельности (профессионализм, компетентность, добросовестность, честность, объективность, ответственность, конфиденциальность информации), проводить проверки в соответствии с требованиями стандартов аудита.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в со­ответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руко­водитель службы, а утверждает руководитель предприятия. Конкретные работы по контролю того или иного объекта выполняются аудиторами в соответствии с программой внутреннего аудита. Программы формируют ведущие специалисты аудиторской службы на основании плана внутрен­него аудита, они утверждаются руководителем этой службы.

Служба внутреннего аудита должна иметь следующие права:

— проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы
и другие документы по финансово-хозяйственной деятельности;

Читайте также:  Как рассчитать площадь на одного человека

— знакомиться с учредительными документами, приказами, распоря­
жениями должностных лиц, решениями и протоколами общих со­
браний учредителей, проектами и уже заключенными хозяйствен­
ными договорами;

— обследовать территорию предприятия, складские, производственные,
хозяйственные и служебные помещения, объекты строительства;

— проверять наличие, состояние и сохранность имущества у матери­
ально ответственных лиц;

— требовать проведения и проводить лично полную или частичную ин­
вентаризацию имущества и обязательств предприятия, при необхо­
димости опечатывать сейфы, кассы, склады, архивы и другие места
хранения ценностей и документов;

— наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в
бухгалтерском учете;

— проверять достоверность показателей бухгалтерской и статистичес­
кой отчетности, правильность расчетов и своевременность уплаты
налогов;

— требовать от руководителей структурных подразделений, сотрудни­
ков администрации необходимые для проверки документы, справ­
ки, расчеты, а также устные и письменные объяснения по возника­
ющим вопросам;

— проводить экспертизу эффективности системы управления и анализ
производственно-хозяйственной деятельности и финансового состо­
яния предприятия;

— подготавливать предприятие к внешнему аудиту и налоговому конт-
ролю, представлять при необходимости имущественные интересы предприятия в суде. Служба внутреннего аудита должна нести ответственность за:

— обоснованность и своевременность представления заключений о со-­
стоянии бухгалтерского учета и отчетности, о достигнутом уровне и
факторах эффективности производственно-хозяйственной и финан-­
совой деятельности, о соответствии учредительных и внутрихозяй­-
ственных документов действующему законодательству;

— обоснованность представленных предложений по улучшению орга­низации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной от­ветственности должностных лиц, программ развития видов деятель­ности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооб­ложения, привлечения внешних ресурсов, распределения прибыли;

— правильность консультаций, оказываемых учредителям, руководи­телям, специалистам и работникам аппарата управления предприя­тия по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, налогового и хозяйственного законо­дательства, методам анализа финансово-хозяйственной деятельно­сти и др.

Практика аудита свидетельствует, что на тех предприятиях, где созда­ны и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значи­тельно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 1019 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.
Читайте также:  Публичная кадастровая карта рязанской обл

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.

Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).

Задачи внутреннего аудита:

  • отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
  • предупреждение возможных рисков.

Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.

Читайте также:  Где находится номер двигателя на ваз 2114

Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:

  • организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
  • соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
  • ведения бухучета и составления отчетности.

Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.

Функции и принципы внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:

  • информирование и консультирование работников предприятия;
  • анализ полученных данных;
  • разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:

  • законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
  • созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.

В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.

Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:

  • Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
  • Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
  • Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
  • Все действия, результаты и выводы документируются.
  • По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.

Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.

Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации

Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Методологические документы должны содержать описание:

  • целей, задач и объектов контроля;
  • функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
  • структуры службы и распределения обязанностей в ней;
  • применяемых процедур;
  • видов оформляемых документов;
  • критериев оценки результативности работы службы.

Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:

  1. Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.
  2. Основного — во время него и осуществляется контроль.
  3. Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.

Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:

  • предмет и метод проверки;
  • вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
  • результаты ответов на эти вопросы;
  • комментарии проверяющих.

Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.

Примеры вариантов службы внутреннего аудита

Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:

  • от масштаба предприятия;
  • видов выполняемого на нем аудита;
  • требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.

Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.

Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:

  • управляющие предприятием органы;
  • ревизора или ревизионную комиссию;
  • главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
  • внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
  • специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
  • иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.

То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Итоги

Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector