No Image

Система источников образовательного права

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Болотникова Ю.Н.,

Текст научной работы на тему «Российское образовательное Право: источники и особенности»

ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

2.3. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Болотникова Ю.Н., аспирант

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Как основной социальный институт, образование реализует свои функции через широкую сеть учреждений общего и профессионального образования, постоянно вовлекая в свою сферу каждого четвертого или пятого жителя цивилизованных стран в качестве педагогического, иного работника или обучающегося. Образовательные отношения вследствие этого по своей значимости не уступают общественным отношениям, составляющим предмет традиционных отраслей права, но по объекту, составу участников, непосредственному содержанию существенно отличаются от экономических, политических, семейных и иных социальных отношений1. Специфика образовательных отношений требует их адекватного отражения в правовые.

Система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования формируется на трех уровнях — федеральном, региональном (уровне субъекта Российской Федерации) и местном (муниципальном).

Существующая на данный момент трехуровневая система внутригосударственных источников образовательного права сформировалась сравнительно недавно — с 1 января 2006г., когда вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»2.

Федеральные источники образовательного права представлены федеральными законами и соответствующими подзаконными нормативными актами. Благодаря федеральным законам, принятым по вопросам образования, была установлена компетенция и ответственность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации; единообразное нормативное закрепление получили общие вопросы образования, которые должны одинаково решаться всеми субъектами РФ; введены общие установочные нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов федерации.

Наряду с ними существуют, так сказать, «непрофильные» законы. Отношения в сфере образования предполагают регулирование нормами административного, гражданского, трудового, земельного, налогового, бюджетного законодательства. Система законов

1 См.: Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права.

2 См.: Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права. // Право и образование. — 2007. — №2. — С. 5-22.

и иных нормативно — правовых актов Российской Федерации, направленных на регулирование отношений в сфере образования, является достаточно сложной и включает в себя более 700 законов и иных источников права3.

Большое количество таких законов нередко ведет к столкновению с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, к тому же система федеральных законов по вопросам образования пока не завершена. В частности, так и не был принят Кодекс РФ об образовании. В его создании участвовал целый ряд видных российских юристов и специалистов: В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, В.М. Сырых, А.Я.Капустин, Г.Т. Ермошин, Д.А. Ягофаров др. Проект его общей части был опубликован еще в 2002г., обсуждался в печати, был представлен на VII съезде Российского союза ректоров. В Саратовской академии права, которая получила государственный заказ на разработку Особенной части кодекса, был организован круглый стол, где, по существу, этому проекту был вынесен приговор одним из участников обсуждения: законодательное поле занято, места новому кодексу там уже нет4.

Известна позиция, согласно которой не существует предмета образовательного права, а отношения, возникающие в процессе образовательной деятельности, не имеют ни связующего ядра, ни каких — либо отличительных особенностей, позволяющих объединить их рамками единой отрасли права, и регулируются «традиционными» отраслями права5. При этом не вызывает сомнений существование, к примеру, экологического, сельскохозяйственного права. Подобное негативное отношение к образовательному праву, по мнению некоторых авторов, в известном смысле — социальный заказ, когда на протяжении ряда лет федеральным законом об очередном бюджете приостанавливалось действие некоторых статей Закона РФ об образовании6.

Поскольку вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений, что позволяет существенно дополнить закон «Об образовании» с учетом социально-экономических, географических и прочих конкретно-исторических особенностей региона. Согласно ст. 72 (часть 1, пункт «е») Конституции РФ (1993 г.), общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта относятся к совместному ведению федерального центра и субъектов федерации, а это неизбежно порождает противоречие между федеральной и региональной властью по одному и тому же вопросу. Регионы намного быстрее реагируют на практические потребности российского общества, и принятие

3 См.: Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. -М., 2002. — С. 46.

Читайте также:  Нужна ли фото на водительскую мед справку

4 См. Барабанова С.В. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании. // Право и образование. — 2006. — №3.

5См. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании: теоретические проблемы совершенствования. — М.,1998;

Владыкина Т.А. К проблеме образовательного права. // Российский юридический журнал. — 2001. — № 4. и др.

6 См. Барабанова С.В. Указ. работа. — С. 23.

ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

субъектами РФ своих законов в развитие федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» означает признание некоторой неполноты федерального регулирования образовательных отношений. Следовательно, было бы неверно отрицать опыт законодательной деятельности регионов, но субъекты федерации нередко одни и те же вопросы разрешают неоднозначно, к тому же не меньше вопросов возникает в сфере «опережающего» законодательства субъектов РФ7. Некоторые авторы убеждены, что такое законодательство оправдано лишь в исключительных случаях8.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» могут осуществлять нормативно — правовое регулирование отношений собственности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, местные нормативы финансирования и т.д.

Сегодня мы можем наблюдать негармоничность, противоречивость, дефектность совокупности норм права и правовых актов на одном и разных уровнях федеративной системы (федеральном, региональном, муниципальном), что является одной из причин возникновения юридических конфликтов между субъектами правовых отношений и, прежде всего, между Российской Федераций и ее субъектами.

Наряду с объективными, коллизии имеют и субъективные причины: низкий уровень политической и правовой культуры субъектов правотворчества; недостаточный опыт правотворческой и правоприменительной деятельности; различные методы управления регионом, неоднозначное толкование правовых актов; ошибки правотворческого субъекта (превышение правотворческих полномочий, несоблюдение правил юридической техники) и др.

Проблемы образовательных коллизий активно обсуждались учеными и практиками, выработаны некоторые предложения по формированию основных положений концепции преодоления коллизий в российском образовательном законодательстве9.Необходимо также снять ряд противоречий и правовых коллизий, возникших при разграничении полномочий федерации и

субъектов федерации в сфере аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Наряду с законодательным разграничением полномочий по контролю и надзору в сфере образования необходимо создать механизм правового привлечения лиц и организаций, не исполняющих или нарушающих законодательство об образовании к ответственности. Это предполагает существование соответствующих норм в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Кодекс РФ об образовании мог бы стать единым обобщенным законодательным актом, но поскольку разработка его затягивается, целесообразно совершенствовать действующие законы, регламентирующие сферу образовательных отношений.

В целях конкретизации ст. 71,72 Конституции РФ в Законе РФ « Об образовании» необходимо закрепить предметы ведения РФ в области образования, а также предметы совместного ведения федерации и ее субъектов. Следует также отменить все нормы, противоречащие Закону РФ «Об образовании» и другим федеральным законам, для чего Федеральному агентству по образованию необходимо осуществить текстуальный анализ региональных законов, принятых по вопросам образования. Материалы по фактам коллизий могут быть направлены представителям президента РФ в округах, в законодательные органы субъектов РФ и в прокуратуру.

Важное направление — совершенствование образовательного законодательства, что предполагает:

— проведение комплексного исследования по выявлению наиболее уязвимых в коллизионном отношении мест в действующем законодательстве об образовании;

— изменение действующих нормативных актов и разработка новых;

— разработку Кодекса РФ об образовании считать обязательным условием модернизации образовательного права. Эта идея получила уже реальное воплощение в виде издания основных положений Концепции Кодекса РФ об образовании10, а принятие Кодекса завершит процесс формирования образовательного права как самостоятельной отрасли.

7 См.: Шабуров А.а. Коллизии в современном образовательном законодательстве: теоретико — методологические аспекты исследования и преодоления. // Право и образование. — 2005. — № 3. — С.15

8 См.: Безруков А.В. Совместная компетенция и совершенствование взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. // Правоведение. -2003 . — №4.

9 См.: Шабуров А.С., Ягофаров Д.А. Основные положения концеп-

ции преодоления коллизий в образовательном законотворчестве. // Право и образование. — 2005. — № 5; Спасская В.В.Проблемы законодательного разграничения и обеспечения реализации полномочий по контролю и надзору в сфере образования. // Право и образование. -2005. — № 6. и др.

10 См.: Основные положения Концепции Кодекса РФ об образовании. / Под ред. Сырых В.М. и Кудрявцева Ю.А. — М. 2002.

Система источников федерального образовательного права объединяет законодательные акты и принятые в соответствии с ними подзаконные акты.

Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена на федеральном уровне Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования, а также многочисленными «непрофильными» законами, которые содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Читайте также:  Заграничная командировка как отчитываться

Так называемые непрофильные законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое число таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна-две статьи по образовательной проблематике, в других — целые главы), частые столкновения норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, — эти и другие причины делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.

Многочисленные «непрофильные» законы можно объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

  • а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральные законы от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»);
  • б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, военное образование и военная подготовка — в Федеральных законах от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; экологическое образование — в Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; спортивная подготовка — в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; религиозное образование — в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обучение и профессиональная подготовка по охране труда — в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; профессиональное образование осужденных к лишению свободы — в Уголовно-исполнительном кодексе РФ);
  • в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных правоотношений (например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»);
  • г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных правоотношений (например, Федеральный закон от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ);
  • д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ) и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

  • 1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить как указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, Указы Президента РФ от 11 июля 1991 г. №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», от 28 декабря 2006 г. №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»), так и указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
  • 2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования (например, Постановления Правительства РФ от 5 июля 2001 г. №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», от 18 октября 2000 г. №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности») либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», от 27 июля 2001 г. №564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»).
  • 3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

  • 1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее — Министерства образования РФ);
  • 2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
  • а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, Приказ Минюста России №31, Минобразования России от 9 февраля 1999 г. №321 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах», Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 30 ноября 2006 г. №771 «Об утверждении Инструкции об организации инспектирования деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний», Приказ Минздрава России от 17 февраля 1993 г. №23 «Об утверждении Положения о клинической ординатуре», Приказ Министерства обороны РФ от 12 марта 2003 г. №80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации»);
  • б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения, прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», Приказ министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г. №575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации»).
Читайте также:  Как оформить доверенность на почту россии

Характерной чертой современного этапа развития системы нормативно-правового регулирования образования на федеральном уровне является увеличение объема в общей массе правовых норм доли норм-рекомендаций. Использование рекомендаций в качестве метода правового регулирования соответствует особенностям статуса отдельных субъектов образовательных правоотношений, обладающих, например, академической автономией. Так, в целях оказания практической помощи подведомственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. №113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с учетом практики работы образовательных учреждений (вузов) Рособразование подготовило рекомендации по процедуре избрания президента высшего учебного заведения (письмо Рособразования от 21 сентября 2006 г. №18-02-10/09). Содержащиеся в этом правовом акте рекомендации Рособразование предлагает использовать при разработке и утверждении ученым советом вуза положения о президенте высшего учебного заведения.

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы, регулирующие отношения в области образования.

Правовая система законодательства об образовании согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России состоит из:

1) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России: Всеобщая декларация прав человека, ООН, 1948 г. (ст. 26, право на образование); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ООН 1966 г. (ст. 13); Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г. (ст. 28); Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций 1959 г., Соглашение СНГ о сотрудничестве в области образования 1992 г. и т.д.

2) российского законодательства

Законы:

· Федеральный закон от 29.01.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившим в силу с 01.09.2013.

· Трудовой кодекс РФ от 2002 г., гл.52, Гражданский кодекс РФ от 1996 г., Кодекс об административных правонарушениях и т.д.

· Законы субъектов РФ об образовании. Они не должны противоречить законам РФ. Например, Закон Алтайского края от 02.09.2013 N 513 «Об образовании в Алтайском крае».

Подзаконные нормативные акты:

· Указы Президента РФ: от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы"; от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 04.12.2009) "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" и т.д.

· Постановления и Распоряжения правительства: Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений", Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р (ред. от 05.12.2011) (вместе с "Планом действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы").

· Приказы Минобразования: от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие ФГОС по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр)».

· Подзаконные нормативные акты субъектов РФ и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10440 — | 7297 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector