No Image

Является ли государство юридическим лицом

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 ноября 2019

А. БЕРДАШКЕВИЧ
С 1 января 1995 г. введена в действие первая часть ГК РФ, изменившая требования, предъявляемые к правовому статусу юридических лиц. Утратили силу ст. ст. 23 — 33 ГК РСФСР, а также соответствующие разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые содержали нормативно — правовые определения понятия "юридическое лицо".
К наиболее принципиальным изменениям можно отнести положение п. 2 ст. 51 ГК РФ: "Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации". Ранее подобного положения в законодательстве нашей страны не было. В соответствии с ГК РСФСР (ст. 26) правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно было действовать на основании общего положения об организациях данного вида, — с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. И только если устав подлежал регистрации, правоспособность юридического лица возникала в момент регистрации.
В соответствии с ныне действующим законом у каждого юридического лица обязаны быть учредители, соответствующие учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и каждое юридическое лицо должно быть занесено в государственный реестр. Даже процедура ликвидации юридического лица сейчас иная, чем раньше. Согласно ч. 8 ст. 63 ГК РФ "ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц".
Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно п. 5 Положения Министерство обороны является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Министерство обороны имеет свои эмблему и флаг. Аналогичным образом Указом Президента от 18 июля 1996 г. "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" определен правовой статус МВД. Если Министерство обороны и Министерство внутренних дел считать полноправными юридическими лицами, то в качестве учредительных документов указанных министерств могут выступать только их Положения, утвержденные упомянутыми указами, а учредителем является государство в лице своего полномочного представителя — Президента РФ.
В Положениях обоих министерств предусмотрено главенство закона и неукоснительное соблюдение законов. В соответствии с законом на деятельность руководителей министерств распространяются следующие требования ГК РФ: "Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица" (ст. 56); "Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников), юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу" (ст. 53).
Приведенные примеры доказывают неправомерность распространения на органы государственной власти прав и обязанностей, обусловленных обладанием правовым статусом юридического лица.
Нормативные акты, порождающие подобные правовые коллизии, издаются и органами государственной власти субъектов Федерации.
В качестве примера можно рассмотреть Устав города Москвы, ст. 43 которого гласит: "Дума является постоянно действующим представительным и законодательным органом власти города Москвы. Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать. Численный состав Думы — 35 депутатов. Срок полномочий депутатов Думы — четыре года". Аналогичные положения содержит Устав (основной закон) Костромской области, Устав Ненецкого автономного округа и др.
Можно высказывать различные соображения относительно природы основного мотива, побуждающего органы государственной власти "уподобиться" юридическим лицам. Рассмотрим конкретный документ. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. "Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" МИД РФ получило право "использовать в установленном порядке внебюджетные средства, получаемые от оказания консульских и других видов услуг, для финансирования развития материально — технической базы Министерства, на социальные нужды и для материального стимулирования его работников". Это право, по-видимому, считается дополнительным по отношению к правам и обязанностям, вытекающим из п. 12 того же Положения: "Финансирование деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти".
Сочетание прямого доступа к распоряжению бюджетными средствами с относительной экономической свободой — мечта многих. Непосредственный доступ к бюджетным средствам обеспечивает государственный статус. Желанием обрести некоторые элементы государственного статуса объясняется стремление ряда организаций стать пользователями государственной символики. Правом на использование государственной символики наделены органы государственной власти. Другие организации и юридические лица не имеют права использовать государственный герб на своих бланках и печатях без специального разрешения.
Некоторые организации сами себе своими учредительными документами "разрешают" использование государственной символики. Такие положения содержат, например, уставы институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Сами академии, утверждавшие уставы подведомственных институтов, до сих пор не получили в установленном порядке право использовать государственный герб на своих бланках и печатях в соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г. "О Государственном гербе Российской Федерации". В отличие от Российской академии наук Большой театр, например, такое право получил. Указом Президента РФ от 19 сентября 1992 г. "О Государственном академическом Большом театре России" ему разрешено иметь "печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием". Таким образом, задача законного использования государственной символики разрешима.
На практике встречаются довольно экзотические ситуации, когда, например, Московская герольдия при мэре города в своем письме от 11 августа 1997 г. считает возможным "использовать герб Москвы на печати Акционерного общества "Московский комитет по науке и технологиям". Это акционерное общество вообще является негосударственной организацией и ни при каких обстоятельствах не имеет права использовать государственную символику. Московская герольдия, призванная следить за порядком в использовании городской символики, не учитывает требования Закона города Москвы "О гербе и флаге города", равно как и Закона "О городской символике".
Обозначенные нормотворческие тенденции таковы, что различия, существующие между правовым статусом органов государственной власти, а также правами и обязанностями юридических лиц, установленные действующим законодательством, "размываются" усилиями с обеих сторон. Органы государственной власти пытаются достичь большей экономической свободы, которую им может предоставить обретение статуса юридического лица. Со своей стороны, юридические лица пытаются получить право на государственный статус, который способствует более свободному доступу к государственному бюджету, что в сочетании со свободой действий открывает определенные перспективы.
Орган государственной власти, руководитель или представитель последнего, как субъект публичного права, не может выходить за пределы тех полномочий, которые определены законом. Неправомерное или несанкционированное изменение полномочий органа государственной власти может нарушить структуру государственного управления.
Государственный орган — элемент механизма государственного управления или государственного аппарата, который наделен властными полномочиями и в соответствии с ними участвует в осуществлении функций государства.
Порядок создания, наделения властными полномочиями и функционирования органа государственной власти должен быть определен соответствующими нормативными правовыми актами. Орган власти должен обладать самостоятельностью в пределах выполнения присущих только ему задач и функций. Орган власти имеет свою структуру и материальную базу, финансовые средства, источник финансирования. Перечисленные признаки похожи на аналогичные для субъектов гражданского права — юридических лиц. К особым отличиям возможностей субъекта публичного права от возможностей субъекта гражданского права можно отнести следующие:
субъекту публичного права позволительно делать только то, что предписано законом, в то время как субъекту гражданского права разрешено делать то, что не запрещено законом;
реализация властных полномочий субъекта публичного права является обязанностью последнего, а приостановка деятельности субъекта публичного права может быть отнесена к должностным преступлениям, в то время как для субъекта гражданского права добровольное прекращение своей деятельности возможно, если это не нарушает ранее взятых обязательств;
материально — техническое, информационное или иное обеспечение деятельности субъекта публичного права может быть реализовано только в порядке, установленном законодательством, в то время как для обеспечения деятельности субъектов гражданского права могут быть использованы любые не запрещенные законом источники.
Отмеченные правовые коллизии достаточно просто могут быть разрешены. Некоторые пути прямо указаны законом. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содержит ст. 4, озаглавленную "Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации". Часть 6 ст. 4 гласит: "Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать". "Обладать правами юридического лица" вовсе не означает "быть юридическим лицом". Правовой статус субъекта, обладающего правами юридического лица, отличен от правового статуса юридического лица. Для последнего должна быть найдена соответствующая организационно — правовая форма. Для субъекта, лишь обладающего правами юридического лица, но юридическим лицом не являющегося, это не обязательно.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Отгул за счет ранее отработанного времени

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.10.1999 N 184-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)
И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 22.09.1999)
УКАЗ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗ Президента РФ от 14.03.1995 N 271
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗ Президента РФ от 18.07.1996 N 1039
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗ Президента РФ от 11.11.1998 N 1357
"ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕНЕРАЛЬНОГО
ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ГЕНЕРАЛЬНОМ ШТАБЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
Законность, N 11, 2000

Состояние отпатрулирована
Юридическое лицо
Противоположно физическое лицо

Юриди́ческое лицо́ — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1] .

Содержание

Признаки юридического лица [ править | править код ]

Юридическое лицо — это организация, которая имеет ряд признаков:

  • организационное единство:
  • внутренняя структура организации
  • наличие органов управления
  • наличие учредительных документов
  • имущественная обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете)
  • самостоятельная гражданско-правовая ответственность (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников)
  • выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени (фирменное наименование)
  • Теоретические взгляды на природу юридического лица [ править | править код ]

    Будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определённым имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к его участникам (учредителям), ни, тем более, к его работникам («трудовому коллективу»).

    Вопрос о правосубъектности средневековых торговых корпораций представлял собою проблему, разрешение которой оказывалось затруднительным для средневековых юристов, так как в римском праве, к которому они обычно обращались, идея юридического лица не получила сколько-нибудь значительного развития.

    Первой исторической попыткой теоретического обобщения понятия юридического лица явилась теория фикции, которая получила особенно широкое распространение в XIX веке и остаётся популярной и в наше время.

    Юридическое понятие корпорации впервые возникло у глоссаторов, которые исходя из выдвинутого римскими юристами положения о том, что всё принадлежащее корпорации не принадлежит её отдельным членам (quod universitatis est, non est singulorum), пришли к выводу о необходимости исключения из понятия корпорации всякого представления об индивидах, поскольку корпорация сама по себе есть нечто целое, самостоятельное и индивидуальное.

    Папа римский Иннокентий IV выдвинул идею о том, что корпорации являются «фиктивными лицами». Отвечая на вопрос о том, можно ли отлучить от церкви корпорацию, в своей речи на Лионском соборе в 1245 году Иннокентий IV заявил, что всякое отлучение распространяется на душу и совесть и что поэтому не могут быть отлучаемы от церкви корпорации, у которых нет ни души, ни совести, ни воли, ни сознания и которые являются лишь отвлечёнными понятиями (nomen intellectuale), правовыми наименованиями (nomina sunt juris), фиктивными лицами (persona ficta).

    В развитие теории фикции была выдвинута теория целевого имущества, автором которой был Алоис фон Бринц [2] . Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определённой цели (объекту). Во втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели), которое по традиции наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица. Во французской литературе близкие по сути взгляды высказывались М. Планиолем.

    Другим вариантом развития теории фикции стала теория интереса, выдвинутая крупнейшим германским теоретиком права Рудольфом Иерингом. Он считал, что права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды («дестинаторам»). С его точки зрения, юридическое лицо представляет собой некий единый центр для прав «дестинаторов», искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации, особую форму обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей.

    С развитием различных видов юридических лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юридического лица как субъекта права (реалистические теории юридического лица). В германской и французской цивилистике появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, «духовную реальность» или «человеческий союз» со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Г. Ф. Беселер, О. Гирке, Р. Саллейль, П. Мишу).

    В цивилистической науке СССР также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность юридического лица, прежде всего применительно к господствовавшим в экономике СССР государственным организациям (предприятиям и учреждениям). При этом отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества (поскольку государственное имущество даже при передаче его в распоряжение государственному предприятию оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя). Теория социальной реальности Д. М. Генкина рассматривала юридическое лицо в качестве «социальной реальности» (а не фикции), наделённой определённым имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач государства и общества. Но господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А. В. Венедиктова и С. Н. Братуся, согласно которой юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим «людской субстрат» (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство.

    При переходе к рыночной организации хозяйства теория коллектива, отвечавшая потребностям огосударствлённой экономики, выявила ряд присущих ей серьёзных недостатков. Так, разрешение гражданам заниматься предпринимательской деятельностью путём создания производственных кооперативов, последовавшее в конце 1980-х годов, в соответствии с законом предполагало обязательное наличие «людского субстрата» (не менее трёх членов), но не требовало обособления какого-либо имущества при начале его деятельности. В такой ситуации учредители кооператива могли не вкладывать в него ни копейки собственных средств (например, арендуя государственное имущество, беря ссуду в банке и т. п.), исключая для себя какие-либо имущественные затраты, что создавало для кредиторов такого кооператива угрозу того, что он окажется неплатёжеспособным.

    Теория коллектива не даёт также удовлетворительного объяснения существования «компаний одного лица» — хозяйственных обществ, имеющих единственного учредителя или участника, которые получили значительное развитие в современной рыночной экономике.

    В современной зарубежной правовой литературе теориям юридического лица обычно не уделяется большого внимания. Например, немецкие теоретики пишут, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико-технического понятия, служащего для признания «лиц или вещей» (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые «не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью» [3] [4] .

    Правосубъектность юридических лиц [ править | править код ]

    Правосубъектность юридических лиц отличается от правосубъектности физических лиц (например, юридическое лицо не может завещать своё имущество). Содержание правосубъектности юридических лиц: возможность приобретения прав, юридическое лицо отвечает за свои обязательства, имеет наименование, а также местонахождение. Существуют требования закона к наименованию юридического лица, например, в наименовании должно содержаться указание на организационно-правовую форму юридического лица, а касаемо некоммерческих организаций — на характер их деятельности.

    Местонахождение юридического лица определяется по государственной регистрации, если иное не предусмотрено законом. Законодатель устанавливает особое требование к хозяйственным обществам, данный тип юр. лиц должен иметь почтовый адрес. Местонахождение юридического лица указывается в учредительном документе.

    Приобретение прав и обязанностей юридическим лицом происходит посредством действий его органов (п. 1 ст. 53 ГК), а в установленных законом случаях юр. лицо может приобретать права и обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК).

    В содержание правосубъектности юридического лица также входит возможность создавать филиалы и представительства, являющиеся обособленными подразделениями юридического лица.

    Ликвидация юридического лица [ править | править код ]

    Юридическое лицо прекращает существование в случае его ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности. Порядок осуществления ликвидации юридического лица определяется законом.

    Государственная регистрация юридических лиц в России [ править | править код ]

    Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За государственную регистрацию ЮЛ оплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей, а за гос. регистрацию ИП — 800 руб, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

    Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

    Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические лица. К ним относятся:

    • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
    • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
    • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
    • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
    • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

    При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюдён установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

    б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

    г) выписка из реестра иностранных юридических лиц(при необходимости) соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

    д) документ об уплате государственной пошлины.

    Необходимые атрибуты юридических лиц [ править | править код ]

    Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Юридическое лицо должно обладать учредительными документами (обычно это устав), местом нахождения и исполнительным органом. Почти для всех типов юридических лиц местом нахождения является адрес, по которому находится (или должен находиться в соответствии с учредительными документами) постоянно действующий исполнительный орган. Юридическое лицо действует только в пределах, описанных в учредительных документах. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (примерами таких органов являются директор, председатель правления, общее собрание участников) [5] .

    Место нахождения юридического лица [ править | править код ]

    В настоящее время многие организации указывают в качестве своего места нахождения адрес, по которому данная организация отсутствует (такой адрес неофициально называется юридическим адресом). Для того, чтобы заинтересованное лицо могло связаться с организацией используют почтовый адрес. Обычно такой адрес используется для различной официальной переписки с организацией. Например, по такому адресу можно официально известить организацию о дне судебного заседания. Практически все системы законов мира содержат норму, аналогичную ст. 123 «Надлежащее извещение» АПК РФ. Также используется понятие фактический адрес — адрес, по которому фактически находится организация.

    Количество юридических лиц в России [ править | править код ]

    По данным Федеральной налоговой службы России, число действующих в стране юридических лиц на 1 июля 2011 года составило 4,532 млн. Из них 3,835 млн коммерческие организации и 696 тыс. некоммерческие. Среди коммерческих в форме общества с ограниченной ответственностью зарегистрированы 92,1 % организаций, 4,9 % — в форме непубличного или публичного акционерного общества.

    В стадии ликвидации на 1 июля 2011 года находилось 133 тыс. организаций.

    Виды юридических лиц [ править | править код ]

    В зависимости от формы собственности:

    • государственные
    • частные (негосударственные)

    В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

    • юридические лица публичного права
    • юридические лица частного права

    В зависимости от целей деятельности:

    По составу учредителей:

    • Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации)
    • Только государственные (унитарные предприятия)
    • Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

    По характеру прав участников выделяют организации:

    • на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения)
    • в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)
    • в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)

    В зависимости от объёма вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

    • оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия)
    • хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых)
    • собственности на имущество (все другие юридические лица)

    В ГК России и других законах («О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», Жилищном кодексе России) предусмотрены следующие виды организационно-правовых форм юридических лиц: [6]

    Территориальные отделения общественных организаций могут регистрироваться в качестве юридических лиц самостоятельно.

    Коммерческие юридические лица могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ. Некоммерческие юридические лица могут создаваться и в иных предусмотренных законом организационных формах.

    Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Обязательные признаки юридического лица

    Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:

    наличие организационного единства. Признак организационного единства — наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;

    обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность — это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;

    способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;

    возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо — самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.

    Коммерческие и некоммерческие организации

    Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.

    Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

    Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

    Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

    Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.

    К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица

    Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

    Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

    Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

    Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).

    Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.

    Прекращение юридического лица

    Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

    Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

    Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).

    Реорганизация или ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо перестает существовать после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    Adblock detector